Нормы регулирующие обеспечение права на доступ к правосудию в уголовно-процессуальном законодательстве украины часть 3

Конституция Украины рассматривает судебный контроль за законностью в сфере уголовного судопроизводства как функцию судебной власти ". Правда, автор при этом не раскрывает суть этой функции. Аналогичного мнения придерживается и А. Р. Туманянц в своем диссертационном исследовании, а затем и в опубликованной научной работе. При этом автор считает, что контрольную функцию суда в уголовном судопроизводстве составляет «защита конституционных прав граждан путем контроля и проверки применения мер принуждения, связанных с ограничением этих прав». Следует согласиться с мнением тех авторов, которые считают, что осуществление судом контроля за законностью и обоснованностью действий и решений органов предварительного расследования является самостоятельной функцией судебной власти, которую осуществляют исключительно суды. Понятно, что правосудие, как основная функция судебной власти, и судебный контроль имеют много общего. Общее между ними оказывается в: а) общих правоотношениях, складывающихся в сфере функционирования судебной власти, где наиболее отчетливо проявляются охранные и регулятивные функции государства; б) принципах и особом процессуальном строго регламентированном законом порядке (процессуальной форме) правосудия и судебного контроля; в) форме реализации правосудия и судебного контроля — вынесения судом соответствующего судебного решения (приговора, постановления, определения). Однако наряду с общими чертами являются также и существенные отличия. Прежде всего это: а) неодинаковые формы государственной деятельности, где находит свою реализацию судебная власть; б) неодинаковое их функциональное назначение.
создание интернет-магазина
Ведь при осуществлении правосудия ярче выраженной является регулятивная функция государства, тогда как при выполнении судебного контроля судебными органами реализуется контрольная деятельность государства и выполняется охранная функция. Анализируя контрольную деятельность суда на основании норм Конституции Украины и Уголовно-процессуального кодекса, выделим следующие признаки, которыми характеризуется именно контрольная функция суда — при осуществлении контрольной деятельности не решается вопрос о виновности или невиновности лица, привлеченного к уголовной ответственности; — основной предметом этой деятельности является проверка правомерности применения к лицам мер процессуального принуждения, ограничивающие конституционный принцип неприкосновенности личности; — судебные осуществляет проверку решений органов досудебного следствия, связанных с окончанием производства по делу в целом на досудебных стадиях процесса. Поскольку действующая ранее система предусматривала право на обжалование решений об отказе в возбуждении уголовного дела и прекращении дела прокурору, который является субъектом досудебного следствия, рассмотрение жалоб по этим вопросам судом создает гарантии законности и обоснованности решений, принимаемых им. Поэтому нормы прежде действующей Конституции Украины дают основание для выделения в деятельности судебной власти, кроме исключительной функции правосудия, еще и контрольную функцию в уголовном процессе. Речь идет об отдельной, самостоятельной, функцию суда, содержанием которой является защита конституционных прав граждан путем контроля и проверки применения мер процессуального принуждения, связанных с ограничением этих прав. Опираясь на это в юридической литературе понятие судебного контроля вообще, можно дать следующее определение этого понятия в уголовном судопроизводстве: судебный контроль — это закрепленная в Конституции Украины и уголовно-процессуальном законодательстве деятельность суда, реализуется им в установленной законом процессуальной форме и направлена на обеспечение законности действий и решений органов и должностных лиц, осуществляющих предварительное расследование уголовного дела. Значение судебного контроля в уголовном процессе в качестве средства защиты прав, свобод и законных интересов личности, заключается в следующем: Предоставление возможности для обращения обвиняемому, потерпевшему или другому участнику уголовного процесса в независимого и незаинтересованного в результатах рассмотрения суд с жалобой на действия следователя или прокурора, представляет собой важную гарантию прав и свобод человека от необоснованного их нарушения и играет роль сдерживающего органы следствия фактора; — судебную контроль обеспечивает гражданам доступность судебной защиты (доступа к правосудию) в ходе предварительного расследования, что означает возможность быстрого и эффективного восстановления нарушенного права; — судебную контроль дает возможность ввести на предварительном следствии некоторые элементы состязательности. Законом Украины от 8 декабря 2004 «О внесении изменений в Конституцию Украины» ст. 121 Конституции дополнен положением о том, что прокуратура осуществляет «надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, соблюдением законов по этим вопросам органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, их должностными и служебными лицами». Эта конституционная норма, которая вступила в силу с 1 сентября 2005, принятая с максимальным учетом международно-правовых актов, уровня развития общества, направленная исключительно на обеспечение надежного защиту конституционных прав и свобод человека и гражданина со стороны правового государства. Но, несмотря на широкий круг государственных органов, должностных лиц и общественных организаций, которые обязаны обеспечивать реализацию прав человека и гражданина, такой реализации может не состояться или будет неэффективной, если не будет осуществляться специальная организационная работа по ее обеспечению. Это — общее условие реальности функционирования прав и свобод человека и гражданина, всей системы их гарантий. Следует признать, что нововведенное конституционное положение существенно ограничивает прокуратуру в полномочиях, однако и в таком виде надзорная функция была и остается не только действенным средством защиты прав человека, но и необходимым рычагом (с учетом сегодняшних реалий) поддержание законности в государстве. Защита прав и свобод человека и гражданина является одним из приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры. Каждый человек с целью защиты своих прав может обратиться с жалобой к прокурору по поводу нарушенных его законных прав и интересов. Прокурор принявший жалобу, обязан в пределах своей компетенции рассмотреть его и принять определенное решение в соответствии с действующим законодательством. В случае выявления нарушений закона прокурор с помощью актов прокурорского реагирования требует их устранить и восстановить права гражданина. За последние годы надзор за соблюдением и применением законов в значительной степени реформирована, а усилия направлены прежде всего на реальное восстановление нарушенных прав и свобод граждан, привлечения виновных к ответственности и возмещения причиненных убытков. Только за 2005 по актам прокурорского реагирования восстановлены права более 900 тыс. Граждан, а за посягательство на их права понесли ответственность 49 тыс. Должностных лиц. Судами уже рассмотрено 49 уголовных дел с вынесением приговоров в отношении виновных лиц. Только прокуратурой Хмельницкой области в течение I квартала 2005 по фактам посягательств права граждан возбуждено 41 уголовное дело, из которых 25 направлены в суд. Массовый характер масштабных нарушений прав и свобод граждан, выявленных органами прокуратуры, убеждает в том, что ограничение полномочий прокуратуры в надзорных функциях может привести к негативным для общества и государства последствий.

Комментарии запрещены.