Основные этапы развития политических и правовых учений в россии часть 2

Среди первых идеологов просвещенной монархии был Симеон Полоцкий (в миру Самуил Петровский Ситнианович, 1629 — 1680). Монах, воспитатель царских детей, человек с широким спектром знаний, Симеон, в эпоху укрепления монархического государства, считал естественной социальное неравенство. Судьбу человека, по его учению, определено, и каждый должен действовать в соответствии с ее предписаний. Государственным деятелям принадлежит заботиться о своих подчиненных, не доводить их до нищеты, управлять ими разумно. При решении вопроса организации и функционирования государства и власти, Симеон отождествлял их с лицом царя, стремился поднять его авторитет, по сравнению с солнцем. Царь и Бог у Симеона тоже почти равны. Но он изложил некоторые рекомендации, которые должны способствовать росту авторитета монарха. Среди них — советы добывать знания из книг и бесед с мудрыми людьми; знакомство с историей своей и других государств; содействие образованности собственного народа. Стремясь убедить всех в преимуществах монархии, Симеон, ссылаясь на Аристотеля, отличал ее от тирании. Царь, отмечал он, желает подданным добра, заботится о них, а тиран заботится только о себе, о личных обогащения и безопасность, для него характерна жестокость к подданным.
Седат Игдеджи

Размышляя о право и закон, Симеон различал эти категории. Основой права является «правда», и царь должен быть ее гарантом в государстве, всеми средствами утверждать ее. Да и сама монархия должна функционировать в рамках законов, которым подчиняются все до подчиненные, а также члены царской семьи. Судопроизводство, по учению Симеона, следует осуществлять также на основании законов. Все люди перед судом уровне. Главным принципом внешнеполитической деятельности является мирное решение вопросов с другими государствами, во избежание военных конфликтов, за исключением обороны суверенитета от посягательств. В своей концепции Симеон изложил принципы сотрудничества со славянскими народами, предлагал царю освободить их от «агарян гордых» (турок) и объединиться в одно государство. Между тем в России продолжался процесс укрепления монархии, власть все больше концентрировалась в руках единоуправителя и достигла апогея во время правления Петра I Великого (1672 — 1725). Как известно, царем Петр стал 1682 p., А непосредственно правил с 1689 С тех пор начала складываться официальная имперская идеология, закрепленная в царских указах, которая способствовала проведению политических, правовых и экономических реформ. В частности, в Манифесте Петра в апреле 1700 отмечалось, что государственное правление имеет целью создание общего блага для всех подданных, а гарантом этого является царь, власть которого объявлялась надзаконного и неограниченной. Единоуправитель государства никому не отчитывается, а правление осуществляет в соответствии со своей воли и государственной необходимости. Процесс концентрации власти, отмирание атрибутов государственности — таких, как боярская дума, боярская аристократия, создание органов государственного управления: сената, структур высшего государственного контроля и политического сыска; церковные реформы; территориальное деление России и другие реформаторские меры существенно повлияли на дальнейшее развитие политико-правовой идеологии. Главными проблемами, которые рассматривались в государственно-правовых концепциях того времени, были утверждения абсолютизма, авторитета самодержавия. Среди авторов таких концепций был украинский и российский писатель, церковный деятель, руководитель «Ученой дружины" Феофан Прокопович (1681 — 1736). Свою государственно-правовую теорию он изложил в нескольких произведениях, среди которых «Слово о власти и чести царской», «Слова и речи поучительные, похвальные и поздравительные» 1, «Правда воли монаршей в определении наследника государства своей» 2. По теории Ф. Прокоповича, до возникновения государства люди находились в естественном состоянии — «Черном бесправном море», где каждый был как зверь, способен убить другого почти без оснований. Но, руководствуясь разумом и божественным провидением, люди решили выйти из этого состояния. Объединив семьи, они создали «гражданский союз» и дали согласие на установление власти. Шсля этого с будущим монархом было заключено соглашение, согласно которому люди отказались от своей свободы и подчинились ему с целью общей пользы. Поскольку лицо монарха избирается благодаря божественному провидению, соглашение об образовании государства не может быть разорвана. Власть, устанавливается в государстве, сдерживает страсти людей, регулирует их совместную жизнь и отношения, защищает целостность личности и имущества. Излагая мысли о превосходстве абсолютизма, Ф. Прокопович анализировал несколько форм правления, известные в то время истории: демократию (народовластие), аристократию, монархию, а также смешанные формы правления. Демократия, по мнению мыслителя, является несовершенной, поскольку ведет к беспокойству и восстаний, к тому же она возможна только в небольших по территории государствах. Не способствует стабильности в государстве и аристократия, так как люди, находящиеся у власти, оспаривают превосходство, а забота о государстве остается на втором плане. Это приводит к разрушению государства. Что касается монархии, то Ф. Прокопович различал ограниченную и неограниченную. Первая из них не гарантирует стабильности в государстве, поскольку правитель может быть лишен власти за невыполнение обязанностей или по другим основаниям. Образцом правления является только неограниченная монархия. Только она в спромози обеспечить целостность государства, а также благо для подданных. Монарх, по учению Ф. Прокоповича, имеет над-законную власть, которая распространяется не только на политическую сферу, но и на личную жизнь подданных. Утверждая абсолютизм, мыслитель в трактате «Правда воли монаршей в определении наследника государства своей» предусмотрел для монарха возможность передавать престол по наследству. Впоследствии этот трактат вошел в «Полное собрание законов Российской империи». Кроме того, Ф. Прокопович решал проблему соотношения в обществе двух социальных институтов — государства и церкви, отмечая, что главным является светская власть. Еще одним апологетом абсолютизма был политический деятель, историк Василий Никитич Татищев (1686 — 1750). Он предложил своеобразную политико-правовую концепцию, в которой исследовал происхождение и сущность государства и права и некоторые аспекты социальных отношений. По Татищевым, воля людей от природы является независимой, но из-за того, что они пользовались ею безрассудно, возникла необходимость наложить на них «уздечку неволе». Есть уздечка «естественная», уздечка «по собственной воле» и уздечка «принудительная». Естественная уздечка — это покорение детей своим родителям. Человек, появившись на свет, подпадает под власть старшего в семье; так же естественно она подпадает и под власть монарха в государстве. Вторая уздечка — по собственной воле — обусловлена необходимостью человека найти себе защиту, обеспечить свое существование с помощью других людей, поэтому она на определенных условиях заключает договор и идет им прислуживать. Этот договор нельзя расторгнуть, поскольку вторая сторона приняла участие в нем на законных основаниях, может заставить нарушителя его выполнять. Этот договор является добровольной основой социального неравенства, из него следует неволя холопа или слуги, а также право всякого г судить своих холопов, рабов и крестьян.

Комментарии запрещены.