Экономическое положение и криминогенная ситуация в электроэнергетической отрасли украины часть 3

— нарушение установленных действующим законодательством норм об условиях и правилах предпринимательской деятельности, в том числе — порядка использования бюджетных средств; — противоправное отчуждение и завладение имуществом в свою пользу и в пользу других лиц; — злоупотребления при приватизации государственного имущества; — нарушение действующего порядка проведения тендеров по закупке оборудования за счет бюджетных средств. Следует заметить, что для вышеуказанных преступлений остается присущим высокий уровень латентности, который составляет 50-60% от общего количества экономических преступлений. Только с помощью экономического анализа субъекта хозяйственной деятельности можно собрать материалы, свидетельствующие о размерах хищений и о служебных злоупотреблениях, которые не были обнаружены. Итак, можно прийти к выводу, что на сегодняшний день экономическая и криминогенная ситуация на объектах электроэнергетической отрасли остается сложной, и для того, чтобы улучшить ее, необходимо подробнее остановиться на факторах, способствующих совершению правонарушений. На наш взгляд, такими являются: — не все законодательные акты по электроэнергетической отрасли соответствуют действительности, некоторые из них требуют изменений и дополнений. Сюда можно отнести недостатки в правовом регулировании предпринимательской деятельности, процессах приватизации электроэнергетических предприятий, отношений на оптовом рынке электрической энергии, инвестиционной деятельности, интеграционных процессов и тому подобное; — отсутствие реальной программы развития электроэнергетической отрасли; большинство факторов действуют в режиме реагирования на осложнение ситуации; — отсутствие достаточного финансирования этой отрасли; имеет место задолженность и нестабильность на энергорынке в расчетах генерирующих компаний за отпущенную электроэнергию, отсутствует четкий механизм расчетов; — остается непрозрачным механизм приватизации электроэнергетических предприятий, привлекает внимание криминалитета. Несовершенство процесса приватизации этих предприятий приводит к реализации их имущества за приватизационными процессами; — отсутствие средств на приобретение и ремонт оборудования электроэнергетических предприятий подталкивает их руководителей и других должностных лиц к злоупотреблениям ради интересов службы; — действующее законодательство позволяет, чтобы руководители предприятий и другие должностные лица были одновременно и руководителями коммерческих структур, обеспечивает этим фирмам своевременную поставку электроэнергии и поставки на предприятие оборудования по ценам выше, чем у производителей данной продукции; — наличие во многих материально-ответственных лиц фирменных бланков с печатью предприятия, что позволяет им заключать фиктивные сделки с фирмами-дебиторами; — кадровые причины: нехватка опыта, достаточного количества подготовленных работников, незнание специфики работы электроэнергетических предприятий, невысокие моральные качества части работников и т. д.; — отсутствие четкого разграничения прав и обязанностей таких правоохранительных органов, как УГСБЭП, УБОП, СБУ, что приводит к дублированию их действий; — низкий уровень взаимодействия между правоохранительными органами (особенно, что касается обмена информацией и проведения комплексных проверок на объектах электроэнергетической отрасли). Таким образом, рассмотрев экономическое положение и криминогенную ситуацию, а также ряд факторов, которые детерминируют экономическую преступность в электроэнергетической отрасли, возможно внести предложения по улучшению экономических показателей и уменьшения количества преступлений в этой важной области. В связи с этим предлагается: — внести соответствующие изменения в законы Украины «О налоге на добавленную стоимость», «О налогообложении прибыли предприятий», разработать проект Закона Украины «О фонде занятия по эксплуатации ядерных установок» , а также — нормативно-правовые акты относительно урегулирования вопросов создания фонда обращения с радиоактивными отходами; — для корректировки процессов приватизации объектов электроэнергетики необходимо инициировать внесение изменений в Закон Украины «О приватизации государственного имущества», а также разработать новый законопроект «Об особенностях приватизации предприятий топливно-энергетического комплекса»; — с целью совершенствования отношений на оптовом рынке электрической энергии, создание условий для активизации инвестиционной деятельности, интеграционных процессов, совершенствование процессов государственного регулирования внести изменения в Закон Украины «Об электроэнергетике», а также принять Закон Украины "О государственном регулирования естественных монополий и смежных рынков в топливно-энергетическом комплексе »; — разработать и утвердить программу восстановления и развития энергогенерирующих мощностей Украины, источников и механизмов финансового обеспечения ее реализации, а также условий стимулирования активности инвестиционных процессов в отрасли с ориентацией на привлечение негосударственных инвестиционных ресурсов. При разработке программы предусмотреть приоритетное развитие маневровых мощностей с учетом ввода в действие новых энергоблоков на Хмельницкой и Ровенской АЭС, использование в процессе модернизации (нового строительства) энергоблоков ТЭС современных энергоугольных технологий, а также продолжение работ по дальнейшему развитию возобновляемых источников электрической энергии; — в комплексе реализации Закона Украины «О погашении задолженности по электроносители» и совершенствования деятельности субъектов оптового рынка электрической энергии необходимо обеспечить реформирование оптового рынка электрической энергии, предусмотрев введение новых конкурентных сегментов рынка, совершенствование принципов саморегулирования, реформирования договорных отношений по повышению ответственности субъектов оптового рынка и внедрение механизмов страхования неплатежей (в частности, путем поэтапного перехода к предыдущей оплаты электрической энергии), устранение «перекрестного субсидирования» через оптовую цену на электрическую энергию, стимулирование сокращения сверхнормативных расходов электроэнергии в сетях; — осуществить анализ существующих подходов к приватизации энергетики и в случае необходимости, скорректировать их, предусмотрев введение индивидуального подхода, расширения состава объектов, подлежащих приватизации, а также направление средств, полученных от приватизации, на обновление основных фондов отрасли, оставаться в государственной собственности; — обеспечить равенство правовой защиты государственных и негосударственных субъектов экономической деятельности в отрасли; — каждые 3-4 года по представлению правоохранительных органов руководству Министерства топлива и энергетики Украины проводить ротацию должностных лиц электроэнергетической отрасли с целью предотвращения наращивания коррумпированных связей (анализ показал, что большинство лиц, осужденных за экономические преступления в этой области, занимающих должности от 4 до 10 лет); — правоохранительным органам постоянно проводить анализ технико-экономического состояния предприятий электроэнергетической отрасли до и после их приватизации с целью выявления возможных злоупотреблений; — на приватизированных объектах электроэнергетической отрасли создать службу безопасности и разработать систему ее взаимодействия с правоохранительными органами; — провести четкое разграничение прав и обязанностей контролирующих органов с целью устранения дублирования в их работе при осуществлении комплексных проверок предприятий электроэнергетической отрасли. Список использованных источников 1. Закон Украины «Об электроэнергетике» от 18.10.1997 г... // Ведомости Верховной Рады Украины. — 1998. — № 1. — Ст. 1. 2. Статистический бюллетень за 2004 год: Гос. комитет статистики Украины. — К. — 193 с. 3. Стратегия политической реформы: Выступление Президента Украины в Верховной Раде Украины в связи с историческим посланием Президента Украины к Верховной Раде Украины // Правительство. курьер. — 2003. — 16 апр. 4. Марценко Е. Экономическая и криминогенная ситуация в электроэнергетической отрасли Украины // энергет. политика Украины. — 2004. — № 11. — С. 90-94.

Комментарии запрещены.