Нормы регулирующие обеспечение права на доступ к правосудию в уголовно-процессуальном законодательстве украины часть 2

Провозгласив Украину демократическим и правовым государством, Конституция Украины закрепила также положение (ст.9), согласно с которым действующие международные договоры Украины являются составной частью ее правовой системы («частью национального законодательства Украины»). Комплекс прав и свобод человека, их правовые гарантии защищенности сегодня в Украине в целом соответствуют международным стандартам, прежде всего Всеобщей декларации прав человека, провозглашенной Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948, Международному пакту об экономических, социальных и культурные права, Международному пакту о гражданских и политических правах и Факультативному протоколу к нему, принятым 16 декабря 1966 Этот комплекс прав и свобод отвечает также Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 14 ноября 1950 и Протоколам №2, 3, 8 и 11 к ней, ратифицированным Украиной. Общая декларация провозглашает права человека-гражданина, которые выражают равенство перед законом всех субъектов права. Это равенство должно проявляться прежде всего в судебных процессах, гарантиях равноправия перед государственными инстанциями или по ним со стороны общества.
Уличное видеонаблюдение

Во Всеобщей декларации говорится, что в случае нарушения основных прав человека следует обратиться в суд этого государства; человека нельзя безосновательно арестовать или взять под стражу; у каждого человека есть право на то, чтобы его дело рассматривалось независимым и беспристрастным судом. Международный пакт о гражданских и политических правах выделяет три основных направления осуществления судебного контроля за соблюдением прав, гарантированных настоящим международно-правовым актом, а именно: 1. Право на справедливый суд, которое имеет два значения: право доступа в суд для определения юридических прав и обязанностей человека и право на справедливый суд, которое означает, что суд, в который человек может обратиться, должен соответствовать определенным стандартам в области прав человека в части его устройства и функционирования. 2. Обеспечение установленных Пактом некоторых прав и свобод (например, права на свободу от произвольного вмешательства в личную и семейную жизнь) достигается также определенными гарантиями процедурного характера. Например, требование о том, что любая арестована или задержанное по уголовному обвинению лицо должно быть немедленно доставлена в судьи или другого должностного лица, имеющего право осуществлять судебную власть, причем доставлять необходимо независимо от требования этого лица (п.1 ст.9 пакта). Согласно практике Европейского Суда, это положение распространяется на все случаи ограничения свободы: задержание, арест, возбуждение уголовного дела, помещения лица на стационарном лечении в связи с психическим заболеванием и другие случаи. 3. Государства-участники должны обеспечить любому гражданину, чьи права и свободы нарушены, «эффективная защита независимо от того, были ли эти нарушения совершены официальными лицами». Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, которая стала частью законодательства Украины, закрепила ряд принципиальных положений, которые имеют особое значение в вопросах защиты прав человека и гражданина. Это, в частности: 1. Права человека и основные свободы являются естественными и принадлежат каждому от рождения; в связи с этим они признаются неотъемлемыми и неотчуждаемыми. В таком контексте обязанность государства заключается в закреплении этих правовых норм в национальном законодательстве и в создании условий для их обеспечения. 2.Определенные Конвенцией права и свободы гарантированы каждому, кто находится под юрисдикцией государства — члена Совета Европы (ст.1). Согласно Конвенции диктует государствам необходимость создания внутренней системы эффективных средств и механизмов защиты прав человека и основных свобод (ст.13 и 14). 3.Каждый, кто лишен свободы вследствие ареста или задержания, имеет право на обращение в суд, который немедленно принимает решение о законности его задержания и на освобождение, если задержание незаконно. 4.Официальные власти государств — членов Совета Европы обязана соблюдать законность и норм права. Только на уровне закона устанавливаются ограничения прав и свобод, соответствующих принципам демократического общества. Ни один подзаконный акт не может ограничивать права человека. В соответствии со ст.124 Конституции Украины, функцию правосудия в нашем государстве осуществляют исключительно суды. Вместе с тем Основной закон возлагает на суд обязанность осуществить контроль за законностью и обоснованностью применения органами досудебного расследования содержания под стражей в качестве временного пресечения (ст.29), проведения ими осмотра или обыска в жилище или ином владении лица (ст.30) , просмотр корреспонденции или прослушивания телефонных разговоров (ст.31). Суд также вправе рассматривать любые жалобы на действия и решения органов, ведущих уголовный процесс, определяя при этом законность и обоснованность этих действий. Поэтому вполне логично возникает вопрос: указанную деятельность суда необходимо рассматривать как осуществление им правосудия, или эта деятельность является сутью отдельной от правосудия функции — контрольной функции суда в уголовном судопроизводстве? В отечественной правовой литературе четкого и однозначного ответа на этот вопрос пока нет, хотя ряд авторов склонны считать эту деятельность самостоятельной функцией судебной власти. Например, Ю. М. Денежный, раскрывая содержание (суть) судебной власти и правосудия по уголовным делам, отмечает: "Судебная власть имеет свои функции. К ним относятся правосудия и контроль.

Комментарии запрещены.