Нормотворчество и кодификация западноевропейского права xviii — нач. xix в . — особенности проявления интеллектуальной традиции модерна

нормотворчество и кодификация западноевропейского права Х V III — нач . XIX в .: особенности проявления интеллектуальной традиции модерна В нынешней научной юридической литературе наблюдается интерес к анализу права как культурного феномена. Исследуется влияние на развитие права культурного фактора, особенностей взаимосвязи права и таких составляющих культуры, как религия, философия, наука, язык, анализируется взаимосвязь права и общего культурного уровня развития конкретного общества 1. В отечественной юридической и философско-правовой мысли эта проблематика разработана пока недостаточно, хотя актуальность таких исследований для современного украинского общества довольно значительной — до недавнего времени право у нас практиковалось как явление политическое, инструмент принуждения, возведенная в закон воля господствующего класса. В данной статье будет сделана попытка проанализировать влияние на развитие права интеллектуальной традиции эпохи. Интеллектуальная традиция или стиль мышления эпохи — это синтез самых элементов: понятий, образцов, принципов, смыслов, установок, стереотипов, значений, составляющих динамическую целостность. Интеллектуальная традиция является частью культуры определенной эпохи. Она накладывает свой отпечаток на различные культурные феномены, в т. Ч. На право во всем многообразии его форм бытия: на юридические теории, нормотворчество, законодательство, судопроизводство, правоприменения и тому подобное.
http://mypclife.ru/naushniki-stali-tiho-igrat-chto-delat/

Именно этот аспект большой проблемы взаимосвязи права и культурного фактора в отечественной правовой и философско-правовой мысли пока предметом исследования не стал, за небольшим исключением 2. Данная статья посвящена анализу специфики проявления интеллектуальной традиции в правовой реальности эпохи модерна. Это время открыла новую страницу в истории Европы, создала то культурное основание, вызвавшее культуротворческие процессы постмодернистской эпохи, в т. ч. и в праве. Исследование этого аспекта проблемы права как культурного явления позволит лучше понять генезис и особенности отдельных составляющих правовой реальности настоящего. Интеллектуальная традиция модерна пронизана несколькими доминантами: прежде всего логоцентризмом, рационалистичностью, которая будет, как окажется дальше, гипертрофированная, натуралистически-объективистской когнитивной доминантой, фундаментализмом мышления, универсализмом, механистичностью подобное. 3 Особенно интенсивно рационалистичность как доминирующая когнитивная доминанта была разработана в естественно-правовой парадигме этой эпохи. Такие ее черты, как целесообразность, логичность, систематичность, использование рационалистической аргументации, аксиомы как способа мышления были наработаны Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локком, Ш. Монтескье, Х. Вольфом и др. Исследователи отмечают, что рационалистическая традиция в стиле мышления модерна, успешно была воплощена в природноправових концепциях, была дополнена информационным фактором, что в общем и способствовало политическому реформированию политической жизни. Кстати, именно этими факторами объясняется, в частности, развитие законодательной техники в новоевропейский период истории. С появлением книгопечатания, развитием университетского образования, школ, массовой грамотностью общества ученые связывают появление законов и указов, регулирующих такие сферы жизни, которые раньше никогда властью не регулировались. Эта нормотворчество была свидетельством нарастания рациональной доминанты в общественном сознании, в правосознании модерна частности. Появление новой системы кодификации законов также объясняется в значительной степени этими факторами. С рационалистичностью тесно связаны такие черты, как стремление мышления к универсализму и фундаментальность его — все эти когнитивные характеристики прослеживаются в нормативных и кодификационных процессах, особенно во II пол. XVIII века. — Нач. XIX в. В эту пору появляются: Allgemeines Preussisches Landrecht 1794 (Всеобщее уложения для прусских земель), Code Civil (Гражданский кодекс) 1804, Allgemeines Brgerliches Gezetzbuch 1811 в Австрии. Плодотворно идет нормотворческая работа — законодатели убеждены в том, что человек, будучи умным от природы, получив разумные правила поведения (нормы), будет упорядоченное, рационально-устроено бытие, избавится того зла, которым переполнен ее жизни за несовершенства работы общественных институтов 4. Идеи рационалистического естественного права повлияли на развитие гражданского права, хотя оно реформировалось довольно медленно. В частности, под влиянием естественно-правовой традиции, сложившиеся в эпоху модерна, брак между женщиной и мужчиной, который ранее считался священным и незыблемым, медленно стал рассматриваться как договор, добровольно заключенный сторонами, которые при определенных обстоятельствах могут его расторгнуть. В сфере государственного права постепенно признается принцип разделения властей, который страны Европы кладут в основу своего конституционного развития. Разумные умы Европы рационально обосновывают идею вредности сосредоточение всей государственной власти в руках монарха. Гораздо рациональнее, т. е. целесообразнее будет, если она будет рассредоточена средством разделения на три ветви и создана система равновесия властей — утверждает, например., Ш. Монтескье 5, с. 187-318. Эту идею поддерживают другие мыслители-рационалисты и политики того времени. Происходят изменения в земельном праве — Франция первой стала на путь уничтожения феодального права. Рыночные отношения и рыночная идеология способствовали реализации в юридической практике буржуазного права собственности, идея которого была обоснована в рационалистическом естественном праве, в частности в концепции общественного договора. рационализма доминанта современного стиля мышления влияние на развитие уголовного права и процесса. Здесь она была с духом гуманизма, охватывающий Европу современной эпохи. Многие мыслителей-просветителей выступили с критикой средневековых пыток, которые были в практике уголовного права. В частности, Ч. Беккариа в фундаментальном труде „ О преступлениях и наказаниях "рациональным путем обосновал их неэффективность, и до конца XVIII века. Пытки были вычеркнуты в уголовном процессе. Ч. Беккариа стремился доказать, выступая против смертной казни, целесообразность рационализации угроз, запугивания за введения пожизненных каторжных работ 6. Этот мыслитель выступил в защиту личного „ Я "против произвола судебной власти, в эпоху, когда человеческая жизнь не значило ничего, когда человека, например, в г... Галле в Германии могли еще живьем сжечь на костре, или без всякого суда казнить на гильотине, как во время французской революции. Многие сделали для реформирования уголовно-процессуального права такие мыслители-рационалисты, как Филангери, Вольтер, Кант. Филангери, например, выступал с идеей воспитательного воздействия на преступника — это идея легла в основу современной теории профилактики преступлений 7. И. Кант, использовав рационалистическую аргументацию, доказал неотвратимость наказания преступления во имя восстановления мирового равновесия. &Bdquo; Карающий закон является категорический императив, — писал Кант. — Ведь, если исчезнет справедливость, жизнь людей на земле уже не будет иметь никакой ценности "8, с. 256.

Комментарии запрещены.