Конституция как форма правового закрепления изменения властных отношений часть 2

Очевидно, на то были причины, общие основания, общие социально экономические, культурные и политические процессы, которые привели сначала отдельные европейские народы, а со временем и многие другие народы на разных континентах к качественно новой эпохи общественного развития — эпохи конституции, конституционного государства, конституционализма. «Конституция, как основной законы государства, является историческим явлением и ее возникновения в результате развития общества на определенном этапе тесно связано с экономической структурой общества, с борьбой классов», — писал в середине 60-х годов Степан Базилевич (1898—1987) . Можно предположить, что формально все начиналось с того, что общество на определенном этапе своего развития подходит к черте необходимости замены отжитого феодального строя, который со своим неотъемлемым атрибутом — институтом феодальной зависимости, становится угрожающим тормозом общественного прогресса в целом.
переходите

На смену старой экономической и общественно-политической системе должна прийти новая система, в эпицентре которой станет свободна от феодальной зависимости человек. Необходимость изменения общественного строя обусловливается рядом причин экономического, социального, культурного и политико-правового характера — как следствия развития Европы последних веков перед эпохой буржуазных революций. В экономическом плане подрыв основ феодальной системы Европы вызвали приток золота и серебра из Средней и Южной Америки, так и внедрение более прогрессивных методов землепользования (соответственно — увеличение сельскохозяйственной продукции), в том числе использование механической техники и новых источников энергии в промышленности, развитие торговли, создание целых экспортных отраслей, что в конечном итоге приводило к первичного накопления капитала и разрушения сложившейся системы феодального хозяйства. В социальном плане постепенно разрушается устоявшаяся веками структура феодального общества: наряду с дворянством и духовенством появилась новая сильная общественная группа, объединяющая в себе интеллектуальную элиту (преимущественно выпускники юридических и философских факультетов средневековых университетов) и богатую и политически влиятельную буржуазию. Свою роль в разрушении общественной структуры феодального строя сыграла и появление в XVII в. абсолютных монархий, которые продемонстрировали всю несправедливость системы феодальных привилегий. В культурном плане особое значение имело развитие философии и естественных наук; эксперимент и эмпиреев стали общепризнанными научными доказательствами, отсюда новые взгляды на природные явления, на общество, на человека: Земля круглая и вращается вокруг солнца, общество — не слепок божественной воли, а человек — разумное существо, способное с помощью мышления творить (формировать) свою судьбу. Все это вместе лучше подготовило почву для появления политико-правовых доктрин, направленных на ликвидацию феодального строя и поиска новых демократических общественных систем. Первый почин в политико-правовом плане, направленный сначала на реорганизацию, а впоследствии и на ликвидацию феодализма как системы, исходил от теоретиков естественного права (права натуры) Гуго Гроция (Grotius, Hugo de Groot, 1583—1645 ), Самуэля Пуфендорфа (Pufendorf, 1632—1694), Гофриди-Вильгейма Лейбница (Leibniz, 1646—1716), Христиана Вольфа (Wolff, 1679—1754) и других известных мыслителей того времени, последовательно выступали против исключительно обязывающей силы положительных законов, одновременно проповедуя ценность других прав человека — так называемых врожденных или природных (неотъемлемых) прав человека. Развивая их учение о естественных правах человека, английский философ Джон Локк (Locke, 1632—1704) относит к ним такие понятия как гражданские свободы и право частной собственности, которые, по его глубокому убеждению, существуют и без учета волю или желание государства. В этом направлении еще дальше пошел Уильям Блэкстоун (1723—1780), относя к категории основных прав и свобод человека право на личную безопасность и право на личную свободу. Параллельно Джон Локк выдвигает принципиально новую идею организации публичной (государственной) власти на принципах ее разделения на законодательную, исполнительную и договорную. Впоследствии французский философ Шарль Луи де Секонд Монтескье (Montesguieu, 1689—1755), предлагая несколько иной разделение государственной власти на отдельные ветви (законодательная, исполнительная, судебная), подчеркивает необходимость введения такой системы, в условиях которой каждая ветвь власти была бы четко отделена от других и имела возможность ограничивать при необходимости незаконные властные потуги других ветвей (например, в случае попытки узурпации ими государственной власти как таковой). Своеобразным «завершением современных конституционных идей», по выражению Станислава Днестровского (1870—1935), стали взгляды (учение) французского философа и писателя Жан-Жака Руссо (Rousseau, 1712—1778), в том числе знаменитые его размышления о сущности «общественного договора» («социального контракта» каждого гражданина с вообще всех граждан, как представителем общей суверенной воли), а затем — и теория «народного суверенитета» ("... народ — как общность всех граждан; государство постольку суверенное , поскольку суверенный народ, монарх не имеет, как таковой, отдельных прав, только те, которые будут наделены ему на основе общей воли народа: не монарх, а народ является сувереном в государстве ... "). Общество (отдельные европейские народы) при условии комплексного действия всех вышеперечисленных факторов (от экономических — в политико-правовых) на конкретном этапе своего развития подошло к необходимости и реальной возможности замены феодального строя, изживает, на прогрессивную демократическую систему. Первые попытки такой замены не могли пройти мирным путем. Как результат — буржуазные революции в Англии и Франции, война за независимость на северо-американском континенте, которую очень упрощенно можно воспринимать как войну метрополии и колоний за территориальное верховенство. Прежде всего это была война старого феодального и нового буржуазно-демократического миров. По этому поводу еще в 1792 Томас Пейн (Раиnе, 1734—1809) отмечал, что «независимость Америки, если ее рассматривать только как отделение от Англии, была бы делом небольшого значения, если бы она не сопровождалась революцией в принципах и практике управления» (т. е. на доктринах народного правления, общественного договора, республиканизма, неотчуждаемости естественных прав человека — П. С.). Демократические завоевания в результате буржуазных революций и освободительных войн, как правило, сначала находили свое закрепление на политическом уровне — декларациях, соглашениях и других документах политического характера, а затем фиксировались (закреплялись) на юридическом уровне — в конституциях. По этому поводу С. Базилевич писал: «... конституции, как основные законы государства, возникающие в период рождения капитализма, когда новый класс буржуазии, идя к власти, требует закрепления в законодательной форме своих достижений и завоеваний в политической сфере». Схематично, конечно, с определенной степенью условности, «путь» возникновение первых конституции можно подать в таком порядке — как последовательность нескольких этапов (см. Схему 1):

  1. в существующей феодальной системе назревают условия ликвидации феодального строя и замены его на более демократическую и качественно новую социальную систему. Этому способствует ряд причин экономического, социального и культурного характера — как общий результат развития общества, как следствие социального прогресса (подготовительный период);
  2. ликвидация феодального строя переходит в стадию практической реализации; пути реализации — революции, освободительные войны, народные восстания, другие социальные катаклизмы (первый этап);
  3. на самой волне социального пробуждения народа (пик, вершина социальных волнений) достигнуты права и свободы, социальные и другие ценности как завоевание революций, освободительных войн, народных восстаний, — закрепляются на уровне политических документов (разного рода деклараций, резолюций, декретов универсалов, заявлений, требований) (второй этап);
  4. для сохранения завоеваний революций, освободительных войн, народных восстаний и закладки постоянных основ дальнейшего демократического развития общества и государства принимаются конституции — правовые акты высшей юридической силы, фиксирующие достигнутые социально-политические изменения в государстве (изменения властных отношений, или, другими словами, употребляя термин, предложенный Владимиром Шаповалом — «изменения отношений государственного властвования»).

Комментарии запрещены.