Органы конституционного правосудия в новых государствах восточной европы — статус и компетенция часть 2

В государствах, где Конституционные Суды формируются на основе единоличного представительства, путем назначения или избрания одним органом, такой процесс имеет сложный характер, поскольку назначению или избранию предшествует процедура отбора кандидатов на должности судей Конституционного Суда. В частности, судьи Конституционного Суда Литвы назначаются Сеймом из числа кандидатов предложенных Президентом республики, председателем Сейма и председателем Верховного Суда; Председатель Государственного суда Эстонии назначается Государственным Советом по представлению Президента; судей Конституционного Суда Словакии назначает Президент среди 20 кандидатов, одобренных Национальным Советом; судей Конституционного Суда Чехии назначает Президент с согласия Сената; судьи Конституционного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента.
Битва экстрасенсов 19 сезон

Как видим, даже в случае единоличного назначения или избрания судей Конституционного Суда наблюдаем смешанное представительство, хотя оно не всегда выражается прямо, а с помощью таких действий, как предоставление согласия, подачи соответствующего заявления и др. Конституции и специальные законы устанавливают численный состав и срок пребывания в должности судьи Конституционного Суда. Среди государств, конституционное правосудие которых мы анализируем, меньше судей Конституционного Суда предусмотрено Конституцией Молдовы — 6, в Литве — 9, Словакии — 10, Беларуси, Болгарии, Польше — 12, Чехии, Венгрии — 15, России — 19 Члены Конституционного Судов, как правило, назначаются или избираются на должность на длительный срок: в Эстонии — на 5 лет, в Молдове — на 6 в Словакии — на 7 в Польше — на 8 в Болгарии, Литве — на 9, на 11 лет — в Беларуси, а полномочия судей Конституционного суда России и судей Государственного Суда Эстонии не ограничены сроком. В некоторых государствах применяется принцип ротации, то есть замещение части состава Конституционного Суда через определенный период. В частности, состав Конституционного Суда Литвы возобновляется на 1/3 который 3 года, состав Конституционного Суда Болгарии обновляется каждые 3 года от каждой квоты, что 4 года проводятся выборы Конституционного Трибунала Польши. В законодательстве большинства рассмотренных нами государств, не указано, могут быть судьи назначены, или выбраны заново. В частности, допускается повторное избрание или назначение судьи Конституционного Суда, например, Беларуси, Молдовы, Польши, Словакии, Чехии, Эстонии. Только на один срок могут быть назначены или избраны судьи Конституционного Судов Литвы, Болгарии. Требования к судьям Конституционного Судов закреплено в Конституции и законодательстве, и они, в основном особыми, поскольку статус судьи Конституционного Суда обязывает. Требования к судьям Конституционного Судов государств Восточной Европы довольно разнообразны, однако можно выделить общие признаки. Обязательным требованием является принадлежность к гражданству соответствующего государства, требование о наличии правового образования и стажа работы, как правило, 10-15 лет. К судьям Конституционного Судов предъявляются и такие требования как безупречная репутация (Литва), высокие моральные качества (Болгария, Эстония), высокий профессиональный уровень (Молдова), квалификация в области права (Беларусь), наличие 2-годичной стажировки в судьи и наличие составленного государственного экзамена или ученого звания не ниже доцента (Польша). К требованиям, которые предъявляются судьям конституционных судов, есть и возрастной ценз. В Конституциях некоторых государств указано нижний предел возраста (40 лет в Словакии, 30 лет в Эстонии), в других — говорится верхнюю границу (60 лет в Беларуси), в большинстве же возрастные границы не значатся (Литва, Болгария, Молдова, Чехия). Компетенция органов конституционного правосудия. Основной функцией органов конституционного правосудия является осуществление конституционного контроля, т. е. проверки и оценки соответствия нормативных актов Конституции в сфере правотворчества и в сфере соблюдения действующих норм и устранении установленных несоответствий путем применения различных юридических средств с целью охраны общественных отношений, отраженных в конституции. Эта функция присуща всем Конституционным Судам, и, по сути, она определяет правовое содержание деятельности Конституционного Судов. Функция конституционного контроля проявляется, в частности, в решении следующих вопросов:

  1. о соответствии актов парламента, главы государства, правительства Конституции (Литва, Беларусь, Болгария, Молдова, Польша, Словакия, Чехия, Венгрия, РФ, Эстония);
  2. о соответствии актов главы государства, правительства, других органов власти конституционным законам (Литва, Беларусь, Польша, Чехия, Словакия);
  3. о соответствии Конституции международных договоров (Литва, Болгария, Венгрия, Молдова, РФ, Эстония);
  4. о соответствии Конституции международным договорам (Беларусь, Чехия, Словакия); согласно Конституции Болгарии Конституционный Суд Болгарии выносит решение о соответствии законов общепризнанным нормам международного права и международным договорам с участием Болгарии;
  5. о конституционности и законности резолюций парламента, правовых актов исполнительной власти, вступившие в силу (Эстония).
Решаются эти вопросы в порядке предварительного и последующего конституционного контроля. Как известно, за время применения конституционный контроль может быть предварительным и последующим. Во время предварительного конституционного контроля проверка акта осуществляется до того, как он вступил в силу, до промульгации его главой государства. Последующий конституционный контроль применяют после вступления акта в законную силу. Последующий конституционный контроль более соответствует природе органов конституционного правосудия, предназначенных для решения споров как органов независимых от законодательной и исполнительной власти. В большинстве конституций государств Восточной Европы решение вопросов о соответствии Конституции и законодательству нормативных актов парламента, главы государства, правительства происходит в порядке последующего конституционного контроля, за исключением Венгрии. Как показывает практика конституционного контроля, предметом предварительного конституционного контроля выступают, как правило, международные договоры. Как исключение из такой практики, можно рассматривать полномочия Конституционного палаты Государственного суда Эстонии по решению дел о конституционности законов, которые не были промульговани Президентом и не вступили в силу. По мнению немецкого конституционалиста Х. Штайнбергер, именно предварительный конституционный контроль имеет безусловное преимущество при проверке конституционности актов, подлежащих ратификации. Другой важной функцией органов конституционного правосудия является функция толкования конституции. Конституциями и законодательством таких государств, как РФ, Венгрия, Болгария, Молдова эта функция закреплена за конституционными судами. В одних случаях указано, что такое толкование официальное, обязательное, (Болгария, Польша) в других этого не указано. Однако в целом функция толкование не является общепринятой. В частности, Конституционный Суд Польши уполномоченный осуществлять только толкования законов, Конституционные Суды Литвы и Чехии вообще не уполномочены толковать законы и Конституцию, а Конституционный Суд Словакии не полномочен толковать Конституцию и законы, однако в ст. 128 Конституции Словакии указано, что Конституционный Суд несет ответственность за толкование конституционных законов в конфликтных случаях. В этом случае речь идет не о прямом толковании, а о толковании, которое осуществляется в процессе конституционного контроля.

Комментарии запрещены.