Органы банковского надзора — сравнительный анализ

Органы банковского надзора: сравнительный анализ Обязательное существование органов, осуществляющих банковской надзор, в каждом государстве обусловлено экономической необходимостью стабильного и безопасного функционирования банковской системы во избежание кризисных явлений, обеспечение уверенности в банковской деятельности кредиторов и вкладчиков. В зависимости от конкретных особенностей страны, органы банковского надзора имеют разный правовой статус, структуру, функции и полномочия, хотя и являются схожими в своей цели и задачах. Сравнивая и анализируя построение этих органов во многих странах мира, необходимо обратить внимание на некоторые закономерности и отличия их функционирования, положительные и отрицательные черты. В большинстве стран мира функции банковского надзора сочетаются в исключительной компетенции одного учреждения (ЦБ), рядом с полномочиями по эмиссии национальной валюты, проведение денежно-кредитной политики и тому подобное.
диски radi8

Например, Нидерланды, Португалия, Испания, Китай, Россия, Украина (Да, в соответствии с законодательством Украины и Положения о структуру системы банковского надзора НБУ и его полномочия по адекватному реагированию на нарушения в деятельности коммерческих банков, утв. Постановлением Правления НБУ от 17.11.1997р . №380 система банковского надзора в Украине скоординированная по вертикали, то есть функционирует как единый механизм в составе центрального аппарата и территориальных управлений НБУ). Такой подход разумным для эффективного сотрудничества между звеньями банковской системы, анализа банковской информации, поступающей не только в узких пределах контроля деятельности специализированных предпринимателей юридических лиц, но и исходя из глобальной экономической политики государства. Однако существуют и другие системы, например, во Франции указанные функции имеют три различные коллегиальные органы — Комитет по банковской регламентации (устанавливает условия осуществления банковской деятельности, правила бухгалтерского учета и т. п.), Комитет кредитных учреждений (выдает лицензии на осуществление банковских операций и другие разрешения), Банковская комиссия (осуществляет анализ финансовой документации кредитных учреждений). Положительными чертами такого построения является независимость этих органов, в частности, друг от друга, распределение между ними указанных полномочий, позволяет избегать негативов, связанных с монопольным осуществлением прав и обязанностей по надзору (именно: иногда, диктат государственной политики предпринимательским интересам; загруженность ЦБ как единого органа, компетенция которого должна охватывать все аспекты банковской деятельности и т. д.). Проблемами такого подхода могут быть: дублирование функций в компетенции нескольких органов; отсутствие достаточного финансирования работы нескольких учреждений; разветвления надзорных структур по горизонтали и т. п.). Интересной иллюстрацией может служить система банковского надзора Великобритании, которая сегодня находится в стадии реорганизации (в частности, при переходе из одной системы в другую) — Банк Англии теряет надзорные функции и передает их специально созданном государственном органа (Совет по ценным бумагам и инвестициям), хотя одним из органов структуры последнего планируется оставить департамент надзора Банка Англии. При создании новых или реформировании уже действующих органов банковского надзора, особенно скоординированных по горизонтали, встает вопрос степени их зависимости от других органов государственной власти. Если, например, надзорная структура по своей организационной форме является акционерным банком (на основе собственности тех же коммерческих банков или физических лиц), то над ней непременно должен стоять государственный орган, как правило, соответствующее отраслевое министерство (в Японии ЦБ (55% уставного капитала — собственность государства) — Министерство финансов; в Италии (государство владеет контрольным пакетом акций ряда акционеров ЦБ) — Мижминистерський комитет по кредитам и сбережениям; в США, в рамках Федеральной резервной системы (банки-члены ФРС обязательны акционерами федеральных резервных банков) — Совет управляющих). Но, если такой структурой будет государственный банк на 100%, который сам выступает в качестве государственного органа, то он должен быть независимым от других органов государственной власти, обладать необходимой специальной самостоятельностью (исходя из того, что публичные интересы в нем уже представлены) Так, в Украине согласно Конституции, ЗУ «О Национальном банке Украины» от 20.05.99р., ЗУ «О банках и банковской деятельности» от 07.12.2000г. НБУ является независимым от других органов власти и имеет своеобразное монопольное право на осуществление банковского надзора (осуществляет регистрацию и лицензирование банковской деятельности, устанавливает для банков обязательные экономические нормативы, определяет нормы обязательных резервов для банков, применяет санкции административного или финансового характера и т. д.) . Но на некоторые сферы деятельности коммерческих банков распространяется компетенция и других государственных органов, в частности, ГНС Украины, Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку и др. Именно поэтому напр. ЗУ «О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг» от 12.07.2001г. содержит специальные положения, предусматривающие сотрудничество и координацию деятельности НБУ и Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку. В мировой практике, как правило, наряду с государственными органами в осуществлении надзорной деятельности участвуют и негосударственные профессиональные независимые организации: на национальном уровне (Германия — Ассоциация немецких банков, Швейцария — Швейцарская банковская ассоциация и др.) Или на международном — Базельский комитет банковского регулирования и надзора, который охватывает представителей центральных банков и комитетов по наблюдению стран большой десятки (Банк Международных расчетов, г... Базель, Швейцария), — но их и рекомендации и разработки никогда не могут иметь обязательного, нормативного характера, а по большей части являются компромиссными и обще выгодным советами, предложениями, принципами. Итак, в большинстве развитых стран мира банковский надзор осуществляют прежде всего центральные банки, как правило, совместно с другими государственными органами: кое-где это обусловлено территориальным устройством или особенностями банковской системы, сложившиеся исторически, а иногда и наличием множества других финансово-кредитных учреждений, кроме банков. Такой мировой опыт требует задуматься над эффективностью существования каждой структуры банковского надзора, а также над построением самой системы, то есть по горизонтальному принципу координации или вертикальным субординации, над степенью зависимости надзорного органа от других органов государственной власти, и, исходя из территориальных и исторических особенностей нашей страны , постепенно сформировать свою индивидуальную систему органов банковского надзора. Литература 1. Масленников 66. Зарубежные банковские системы. — М .: Элит-2000. 2001. 2. Банковское право УкраГны./ Под общ ред. Селиванова АО. — К .: 1н Юре. 2000. 3. Базельской соглашение./ Комитет по банковскому надзору и регулированию.

Комментарии запрещены.