Некоторые вопросы о мерах административно-процессуального обеспечения взимания налогов

Некоторые вопросы о мерах административно-процессуального обеспечения взимания налогов На сегодняшний день в Украине во взаимоотношениях налогоплательщиков и органов государственной налоговой службы большее внимание уделяется применению воспитательных, разъяснительных и поощрительных мероприятий с целью формирования у граждан понимания необходимости четкого выполнения требований законов и других правовых актов. Однако распространенное применение этих мер не меняет вопрос о разумно допустимые пределы использования их в качестве средств воздействия в отношении лиц, которые не соблюдают правовых предписаний. Для более эффективного воздействия на правонарушителей или обстоятельства, угрожающих нарушением налогового законодательства, органами ГНС Украины применяются меры административного принуждения, особое место среди которых занимают меры административного пресечения, которые используются для обеспечения наполнения казны государства, поскольку выражают важнейшие качественные показатели деятельности органов ГНС Украины.
пиломатериалы

От умения выбрать и применить необходимые меры в реальной обстановке во многом зависит эффективность исполнительно-распорядительной деятельности органов ГНС Украины, а следовательно, и достижение поставленных перед ними задач. Важно также отметить, что выбор мер административного пресечения должно обеспечить высококачественный и эффективный конечный результат реализации задач, стоящих перед органами ГНС Украины. Учеными-административистами Голосниченко И., Росинская Б. Коломоец Т. в системе мер административного пресечения выделена определенная подгруппу прекращая мероприятий, направленных на обеспечение производства по делам об административных правонарушениях. Однако другие ученые (Алехин А., Козлов Ю., Гончарук С., Кармолицький А.) считают их отдельной группой мер административного принуждения. Однако в научных кругах нет единства, о названии этих мероприятий. В литературе их называют мерами обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, или административно-процессуальными. По нашему мнению, их целесообразнее назвать мерами административно-процессуального обеспечения, если рассматривать с точки зрения обеспечения процедуры взимания налогов, поскольку они направлены на достижение именно этой цели и имеют четко определенный законодательством порядок применения. В предлагаемой статье автор имеет целью сосредоточить свое внимание на мерах административно-процессуального обеспечения, применяемых должностными лицами органов ГНС Украины в процессе административно-юрисдикционной деятельности, тем более, что в юриспруденции до сих пор они еще не были предметом самостоятельного исследования. Административно-юрисдикционная деятельность органов ГНС Украины связана с рассмотрением дел об административных правонарушениях или правовые споры и принятием соответствующих решений. Итак, административная юрисдикция как вид деятельности органов ГНС Украины неразрывно связана с охраной и защитой общественных отношений и заключается в рассмотрении дела по существу и принятии по нему решения, выполнение которого обеспечивается принудительной силой государства. В административно-юрисдикционной деятельности органов ГНС Украины, целью которой является обеспечение взимания налогов, можно отнести: — производство по делам об административных правонарушениях подведомственны органам ГНС Украины. Эта деятельность заключается в выявлении административных правонарушений, сборе и проверке доказательств, подтверждающих их совершения, оформлении необходимых процессуальных документов, рассмотрении дел по существу и вынесении соответствующих постановлений и контроле за их выполнением; — производства по применению и взыскания сумм штрафных (финансовых) санкций, применяемых по результатам документальных проверок, осуществляемых органами ГНС Украины. Решение о применении финансовых санкций принимается в десятидневный срок со дня составления акта проверки; — производства, связанные с обеспечением погашения налогового долга. Характерной особенностью указанных видов исполнительно-распорядительной деятельности органов ГНС Украины является их процессуальный характер, что обеспечивается административно-процессуальными мерами, которые также имеют определенную специфику, позволяет выделить их в отдельную подгруппу мер административного пресечения. Мы имеем в виду такие их специфические признаки, как: — исключительно вспомогательный характер этих мер, так как они применяются для обеспечения административно-юрисдикционной деятельности органов ГНС Украины в процессе взимания налогов; — применение этих мер предусмотрено КоАП, Законом Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами», Законом Украины «О государственной налоговой службе Украины», а также другими законодательными актами; — необходимость их обязательного процессуального оформления (факт их применения должен фиксироваться в процессуальных документах установленного образца). Процессуальный порядок применения этих мер характеризуется элементарностью, простотой, отсутствием громоздкой процедуры. Вопрос о применении мер административно-процессуального обеспечения решаются в условиях очевидности фактических обстоятельств, а значит, не требуют сложного доказательного материала, так же как и сложного процессуального оформления. Административно-процессуальные действия принудительного характера обычно проводятся четко и оперативно. Процедура их осуществления очерчена в соответствующих нормативно-правовых актах и определена определенными пределами. Упомянутые меры применяются или при выявлении административного правонарушения в сфере налогообложения, или при исполнении постановления о привлечении правонарушителя к ответственности. Целью их применения является прекращение противоправного поведения лица, составления протокола об административном правонарушении в сфере налогообложения, создания надлежащих условий для обеспечения надлежащего производства, предупреждения уклонения правонарушителя от ответственности и обеспечения возможности принятия административных взысканий или финансовых санкций в отношении виновного. Основания применения этих мер также четко определены законодательством. Это совершение лицом противоправного деяния и невозможность осуществить другие предусмотренные нормативно-правовыми актами процессуальные действия, не связанные с ограничением прав и свобод человека и гражданина. Стоит также отметить, что принимать меры административно-процессуального обеспечения взимания налогов уполномоченные как должностные лица органов государственной налоговой службы Украины, так и должностные лица других контролирующих органов (Пенсионного фонда Украины, Фонда социального страхования Украины — относительно тех налогов и сборов, отнесенные к их компетенции, а также таможенных органов — по ввозной и вывозной пошлины, акцизного сбора, налога на добавленную стоимость, других налогов и сборов, взимаемых при пересечении товарами и предметами территории Украины). Итак, заходим процессуально-правового обеспечения взимания налогов предусмотренные законом меры принудительного характера, применение которых обусловлено необходимостью пресечения административного правонарушения и / или обеспечение условий для нормального хода административно-юрисдикционного производства. Примерами мер административно-процессуального обеспечения, применяемых в сфере налогообложения, являются: налоговые уведомления, отправленные с целью уведомления налогоплательщика о сумме начисленного налогового обязательства, предельные сроки его погашения, а также о последствиях их невыполнение. Закон предусматривает несколько оснований для составления и направления налоговых уведомлений, а именно: непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в установленные сроки; выявление фактов занижения или завышения сумм налоговых обязательств налогоплательщика, заявленных в налоговых декларациях при проведении документальных проверок; выявление контролирующим органом арифметических или методологических ошибок в налоговой декларации, следствием чего стали изменения суммы налогового обязательства; а также случаи, когда контролирующий орган в соответствии с законами по вопросам налогообложения является ответственным лицом за начисление отдельного налога или сбора.

Комментарии запрещены.