О правовой и социальной защите работников налоговой милиции

О правовой и социальной защите работников налоговой милиции Обязательным условием эффективного функционирования правоохранительных органов, в частности налоговой милиции, является правовой и социальной защите их сотрудников. Ни у кого не вызывает сомнения утверждение, что правоохранительная деятельность — это профессиональный риск. Налоговая же милиция работает в условиях повышенного риска, так как ее работа связана с ситуациями, которые возникают по поводу или вокруг больших денег, экономических интересов отдельных лиц, групп, кланов. Противодействие налоговикам на всех уровнях возрастает, количество правонарушений и преступлений в отношении работников налоговой милиции с каждым годом увеличивается.
амортизатор задний Peugeot

При таких условиях от государства, от отдельных должностных лиц требуется создание такого режима функционирования налоговой милиции, при котором ничто бы не отвлекало их от вопросов служебной деятельности или, по крайней мере, свести к минимуму возможность возникновения таких ситуаций. То есть речь идет о правовой и социальной защищенности милиционера-налоговика. Не останавливаясь на изучении ведомственной правотворчества, рассмотрим отдельные базовые законы и подзаконные нормативно-правовые акты, призванные гарантировать то же защита. Анализ некоторых соответствующих статей законодательства и практики их применения, отдельных аспектов деятельности налоговиков свидетельствует о том, что работник налоговой милиции не чувствует и не может чувствовать себя защищенным настолько, чтобы гарантировать им добросовестное, спокойное выполнения служебных обязанностей. Статья 21 Закона Украины «О государственной налоговой службе в Украине» определяет, что лицо начальствующего состава налоговой милиции независимо от занимаемой должности, места нахождения и времени в случае обращения к нему граждан или должностных лиц с заявлением или сообщением об угрозе личной или общественной безопасности или при непосредственном обнаружении такой угрозы должно принять меры по предотвращению правонарушения и его прекращения, спасение людей, оказание помощи лицам, нуждающимся, установление и задержание лиц, совершивших правонарушения, охране места происшествия и сообщить об этом ближайшему органу внутренних дел. По смыслу этой нормы работник налоговой милиции (как и милиционер МВД) находится на службе по охране общественного порядка круглосуточно, без выходных и праздничных дней, вплоть до увольнения с кадров налоговой милиции. За невыполнение предписаний этой нормы сотрудник налоговой милиции может быть привлечен к ответственности. Нетрудно догадаться, что именно для него, например, вмешательство в непредвиденную ситуацию может иметь негативные последствия. Очевидно, что эта норма осталась и с тех пор, когда каждый человек, а тем более милиционер, всей своей жизнью была обязана социалистическом государстве и должна «денно и нощно» блюсти интересы и спокойствие этого государства. На наш взгляд, данная норма в существующей редакции должна быть отменена, поскольку она не совсем согласуется со статьей 22 упомянутого Закона. Уже давно установлено, что время отдыха необходим человеку любой профессии для восстановления психических, моральных, физических сил, затраченных на работе, на службе. Отдав службе должное (согласно ст. 22 Закона Украины «О милиции», действие которой распространяется и на налоговую милицию, для работников милиции устанавливается 41-часовая рабочая неделя), работник налоговой милиции должен себя чувствовать рядовым законопослушным гражданином и не более. Только при таких условиях время отдыха достигает цели, но указанная выше статья Закона «О государственной налоговой службе в Украине» не позволяет расслабиться, заставляет все время чувствовать себя «на посту». Такое положение не может считаться нормальным. Кажется, пора пересмотреть положения данной нормы, отказавшись от унаследованного советского понимания места и роли милиции в обществе. Статья 20 Закона «О милиции» (ее действие также распространяется на работников налоговой милиции) утверждает, что законные требования работника милиции являются обязательными для выполнения гражданами и должностными лицами. На наш взгляд, эта норма Закона также имеет свои недостатки. Во-первых, такое ее формулировка содержит почти призыв к оценке законности требований милиционера-налоговика со стороны того, к кому обращено требование. Это нельзя допустить, особенно в условиях нештатных, экстремальных ситуаций, когда решения принимаются на месте событий и требуют безусловного выполнения. То есть речь должна идти об обязательности выполнения требований работника налоговой милиции без каких-либо условий и оговорок. Закон должен гарантировать работнику налоговой милиции безусловность выполнения его требований. Давать же оценку законности таких требований или действий работника налоговой милиции — дело соответствующих должностных лиц, прокуратуры, суда. Во-вторых, при решении вопроса о законности требований сотрудника налоговой милиции соответствующие инстанции должны учитывать только те обстоятельства и факты, которые были или могли быть известны сотруднику на момент совершения им действий, проверяются, а не так, открывшихся в результате проверки или расследования. Только при таких условиях сотрудник налоговой милиции может действовать решительно и эффективно, а не пытаться избежать обострения ситуации из соображений предосторожности. В статье 22 Закона Украины «О милиции» также отмечается, что оплата труда в сверхурочное и ночное время, в выходные и праздничные дни производится в соответствии с требованиями законодательства. Согласно постановлению Кабинета Министров Украины «О порядке компенсации лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел по службе сверх установленного законодательством рабочего времени, а также в дни еженедельного отдыха и праздничные дни» от 14 сентября 1991 №197 оплата труда сотрудников налоговой милиции за это время осуществляется в размерах, предусмотренных законодательством Украины, из расчета должностного оклада и оклада по специальному званию в денежной форме в двойном размере или, с их согласия, предоставлением другого дня отдыха. На практике чаще речь может идти только о предоставлении дополнительного времени отдыха, и не всегда с положительным результатом. Обращение же о двойной оплате труда в сверхурочное время может привести к уменьшению заработка работника. Денежное содержание сотрудника налоговой милиции формируется многими составляющими, доля которых назначается решением соответствующей руководящего лица. Лишение надбавок при мизерных должностных окладах является ощутимой потерей для милиционера-налоговика. Поэтому он, в основном, и не рискует «раздражать» начальство своими законными претензиями. Такая же ситуация возникает и вокруг задержки заработной платы — деяние, ответственность за которое предусмотрена ст. 175 Уголовного кодекса Украины. Обращение в такой ситуации работник налоговой милиции в суд за защитой своего права по оплате труда может только ухудшить его материальное положение. Начальник всегда найдет обоснование необходимости лишения «очень умного» подчиненного премии или других выплат (служба по своему содержанию дает такие возможности), оставшись при этом вне ответственности, поскольку часть третья данной статьи УК освобождает лицо от уголовной ответственности, если до привлечения к ней осуществлена выплата заработной платы.

Комментарии запрещены.