Нотариат в галичине за австрийским положением 1871

Нотариат в Галичине за австрийским положением 1871 Политические и экономические процессы, которые происходили в Украине в конце 80-х — начале 90-х годов, отразились и на системе нотариальных органов. С переходом общества к рыночным отношениям, законодательным признанием равноправия всех форм собственности, развитием предпринимательской деятельности и процессов приватизации стало очевидным, что государственный нотариат несколько теряет свое значение и не может полностью выполнять возложенные на него функции. Все это вызвало необходимость реформирования системы органов нотариата и принятия Верховной Радой Украины 2 сентября 1993 Закона Украины «О нотариате». Им, наряду с государственными нотариальными органами, было введено институт частного нотариата. Несовершенство и переходный характер этого Закона вызвали появление множества проблем, решение которых на современном этапе невозможно без дальнейшего реформирования нотариата.
торты на заказ спб

Если мы хотим видеть украинский нотариате образцовым, цивилизованным, достойным уважения со стороны граждан, обязательно должны быть доведены до логического завершения предложения по увеличению стажировки, установления повышенных требований к лицу нотариуса, введение конкурсной основы при назначении на должность, конкретизации критериев, которым должны соответствовать моральные качества нотариуса, структурного совершенствования нотариата и гибкого регулирования количества должностей нотариусов и нотариальных округов и тому подобное. Любые реформы всегда эффективнее, когда они происходят с учетом исторического опыта и традиций. Это касается и нотариата. Именно поэтому анализ историко-правовых аспектов организации и деятельности этого института как в Украине в целом, так и на уровне ее различных исторических регионов будет полезным в свете современного реформирования украинского нотариата. Следует констатировать тот факт, что фундаментальных исследований по истории нотариата как в прошлой, так и в современной историко-правовой литературе практически нет. За последние 100 лет в Украине, и, в конце концов, и в России не вышло ни одной весомой научной работы, в которой бы анализировались вопросы зарождения и распространения нотариальной дела. Имеющиеся работы по нотариата должны, в основном, комментирующий характер, описывая действующее законодательство в этой сфере и практику его применения. Отдельные аспекты истории нотариата рассматриваются в учебнике харьковских ученых-юристов В. В. Комарова и В. В. Баранков «Нотариат и нотариальный процесс» 1, где в общих чертах освещается вопрос организации и развития нотариального института на тех украинских землях, входивших в состав Российской империи и в советский период. Исследованием истории нотариата Буковины в XIX — начале XX в. занимался черновицкий историк права М. В. Никифорак2. Кроме того, на сегодняшний день отдельные научные труды в ближайшей сфере и киевского исследователя Г. Трофанчука3. Задачей предлагаемой статьи является анализ деятельности частного нотариата в Галичине во времена его пребывания в составе Австро-Угорщини4 отдельных положений действующего здесь австрийского нотариального закона 1871. Исследование осуществляется в основном на основании характеристики нормативного материала. Исключительное значение для раскрытия поставленной проблемы имели также и документы, которые хранятся в фондах государственного архива Львовской области. До введения 31 ноября 1871 г.5 в действие на территории западноукраинских земель Австрийского нотариального положение от 25 июля 1871 нотариальные функции на этих землях выполняли канцелярии судов. Они вели так называемые актовые книги (введены еще Литовским уставом 1529 г.). Вписан писарем суда (а его часто называли нотариус, есть секретарь суда) в актовые книги документ: завещание, договор, закладная, отступница и др., Приобретал юридической силы, и в случае возникновения в дальнейшем спора был главным доказательством. Закон 1871 определил правовые основы организации и деятельности в Австро-Венгрии частного нотариата. В преамбуле Закона определялось, на какие земли империи полностью распространяется его действие, а на какие только частично. Согласно этому закону, на территории Галичины устанавливались должности нотариусов, создавались нотариальные палаты и квалификационные комиссии. Нотариус назначался на службу государством в лице Министерства юстиции и уполномочивался ней на основании и в соответствии с законом заключать и удостоверять факты или документы, имеющие юридическое значение, выдавать копии таких документов сторонам, а оригиналы удостоверенных ими соглашений должным хранить; принимать на хранение ценные бумаги и деньги как от властей, так и для выдачи третьим лицам. Нотариальные документы (нотариальные акты, записки, удостоверения) признавались публичными актами и имели полную доказательную силу, если во время их составления и выдачи были соблюдены все формальности, предусмотренные законом. Кроме указанной выше правительственной деятельности, нотариусам разрешалось составлять частные грамоты и предоставлять по просьбе сторон юридические консультации. В своей практической деятельности нотариусы должны были строго соблюдать требования действующих нормативных актов. Закон 1871 определял критерии, которым должны были соответствовать моральные качества нотариуса. Выполняя нотариальные обязанности он должен быть честным, вежливым, усердным, точным, должен следить за тем, чтобы не был нанесен ущерб участникам сделки, особенно неопытным, ему было запрещено любое содействие в делах незаконных, подозрительных или фиктивных; он не мог заниматься адвокатской практикой или занимать любую правительственную платную должность, за исключением педагогической деятельности. 7 Закона запрещал нотариусам вести дела, которые противоречили чести и достоинства звания или в результате которых могла бы пострадать или быть подорванным доверие в его беспристрастность или в достоверность удостоверенных им сделок. Наряду с этим были установлены повышенные требования к лицу, стремившейся получить правительство нотариуса. В частности, закон требовал чтобы претендент на должность был

  • подданным монархии, достигший двадцати четырех лет; характеризовался непорочной поведением и был наделен правом свободно распоряжаться своим имуществом;
  • закончил юридические студии и сдал экзамены теоретические или получил степень доктора права;
  • успешно сдал экзамен нотариальный, адвокатский или судебно-правительственный;
  • имел стаж не менее четырех лет практической деятельности, из которых по крайней мере два года прослужил у нотариуса на практике, а другие два года мог провести на практике в суде, адвоката или финансовой прокуратуре;
  • знал, кроме немецкого, краевые языка, используемых в местности, где он стремился занять правительство нотариуса;
  • ни был уголовно наказуемым.
Министру юстиции предоставлялось право назначать на должность человека, который не имел четырех лет практики, но только в том случае, когда не было претендента с нужным стажем работы. Кроме того, закон позволял министру юстиции на время трех лет с начала его действия назначать нотариусами тех лиц, которые, имея стаж практической работы четыре года, не имели возможности отбыть два года нотариальной практики. Это положение распространено применялось в тех краях Австрийской империи (в том числе и в Галичине), где частный нотариат был введен законом 1871, поскольку невозможность прохождения нотариальной практики обусловливалась отсутствием нотариальных контор.

Комментарии запрещены.