Право собственности на персональные данные

Право собственности на персональные да ни Проблема защиты персональных данных приобрела в последнее время большую актуальность в мире. Об этом, в частности, свидетельствует тот факт, что обеспокоены многочисленными искам, подаются обиженными клиентами или правозащитными организациями, крупные американские компании (такие как American Express, Citigroup, Prudential Insurance и AT &T и др.) Еще починаючизсередини2001 года ввели в своем штате новупосаду — Chief Privacy Officer (главный директор по приватности или просто CPO). Большинство корпораций в срочном порядке изменили свои штатные расписания и наняли на работу таких специалистов, предоставляя им широкие полномочия в области установления правил обеспечения защищенности персональных данных о клиентах и другой информации о конфиденциальности клиентив1. На Украине проблема защиты персональных данных еще не приобрела такую остроту как на Западе, но обеспокоенность населения по ее поводу возрастает, о чем свидетельствует появление в судебной практике дел о неправомерном использовании конфиденциальной информации о особу2. Эта обеспокоенность оговариваются, главным образом, несовершенством действующего законодательства, которое должно регулировать данные информационные отношения. Так, национальное законодательство в отличие от законодательства многих западноевропейских стран не имеет специального закона о защите персональных данных. Но нельзя утверждать, что украинское законодательство не содержит норм, которые бы регулировали информационные отношения с персональными данными.
штрафы в молочной отрасли

Некоторые положения по этому поводу содержатся в Конституции, УК, ГК, УПК, ГПК, КЗоТ, законах «Об информации», «О защите информации в автоматизированных системах», «Об адвокатуре», «О нотариате», «О милиции» и других актах, которых всего насчитывается около двух десятков. Но данные нормы не создают целостной системы, не заделывают единой правовой базы для комплексного регулирования информационных отношений с информацией о личности. В этой работе мы бы хотели остановиться на одном из цивилистическая аспектов проблемы защиты персональных данных, а именно на проблеме правового регулирования отношений собственности на персональные данные. Традиционная цивилистическая наука признавала право собственности сугубо вещным правом абсолютного характера3. В последнее время это положение несколько расширился и на сегодняшний день в соответствии с Законом Украины «О собственности» объектами права собственности могут быть и некоторые нематериальные блага, а именно результаты интеллектуального труда (произведения науки, литературы и искусства, открытия, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, рационализаторские предложения, знаки для товаров и услуг, результаты научно-исследовательских работ и т. д.). Но персональные данные не являются результатом творчества, интеллектуального труда, поэтому согласно данным Законом персональные данные нельзя рассматривать в качестве объекта права собственности. Вместе с тем, по ст. ст. 18, 23 Закона Украины «Об информации» одним из видов информации является информация о лице (персональные данные), какова совокупность документированных или публично оглашенных сведений о личности, основными из которых являются: национальность, образование, семейное положение, религиозность, состояние здоровья я, а также адрес, дата и место рождения. Таким образом, поскольку персональные данные являются одним из видов информации, на них распространяется положение ст. 38 этого же Закона, согласно которой право собственности на информацию — это урегулированные законом общественные отношения по владению, пользованию и распоряжению информацией. Итак, в соответствии с Законом «Об информации» персональные данные можно рассматривать как объект права собственности. Информация уже давно признается во всем мире товаром и имеет определенный экономический смысл. Это в полной мере касается и персональных данных, экономическое содержание которых выражается в том, что со становлением и функционированием рынка, который предусматривает движение товаров, услуг и капиталов, возникает необходимость в движении персональных данных. Персональные данные указывают на потребителя, и соответственно на сферу и объемы товаров и услуг, которыми он пользуется. Но рыночные отношения предполагают не безвозмездную передачу информации как товара, а взаимовыгодный экономический ее обмен в условиях свободной конкуренции. Персональные данные — это информация, представляющая определенный экономический интерес и может быть товаром независимо от воли лица, которого она касается, например, если у нее вложен труд по накоплению сведений в банках, базах данных или картотеках. Вместе с этим, персональные данные непосредственно касаются личной жизни человека. Так, в литературе личная жизнь рассматривается в материальном и информационном плане. В свою очередь информационный сторону личной жизни составляют отношения, возникающие между гражданами, обществом и государством в связи с недопустимости разглашения без согласия гражданина данных (информации) о его личности и личной жизни, а также сбора, хранения и использования информации о его личной життя4. Поэтому специфика персональных данных предусматривает необходимость установления законодательных ограничений в отношении их гражданского оборота. Таким образом, проблема установления права собственности на персональные данные должна решаться путем сочетания мер защиты потребительной и меновой стоимости персональных данных, а также защиты прав человека на личную жизнь и отдельные его проявления. Несмотря на то, что интересы каких-либо субъектов и конкретного физического лица могут не совпадать, а сведения о нем могут использоваться для удовлетворения потребностей экономической деятельности, персональные данные должны быть обеспечены не только организационными и техническими средствами защиты от несанкционированного использования, но и получить качественно новый, правовое средство защиты — закрепление в законодательстве в качестве объекта права собственности. Проанализировав ст. 38 Закона «Об информации» можно установить, что владельцем информации признается лицо, создавшее (на средства которого был создан) или другим законным способом приобрела эту информацию. Но такая норма не может применяться в отношении персональных данных, поскольку исходя из содержания указанной нормы владельцем персональных данных может быть любое физическое или юридическое лицо, которое на законных основаниях узнала о персональных данных физического лица, например, в соответствии с ч. 5 ст. 23 Закона «Об информации» собрала эти данные с предварительного согласия лица, которого они касаются. В таком случае владелец персональных данных наделялся бы правом осуществлять любые законные действия в отношении объектов своей собственности (ч.3 ст. 38), в том числе продавать, безвозмездно передавать и т. п., а это было бы прямым нарушением естественного права человека на личную жизнь.

Комментарии запрещены.