Основные недостатки избирательного процесса в ходе парламентских выборов 2002 года часть 2

Исходя из приведенных нарушений, которые имели место в ходе предвыборной кампании 2002 года можно сделать вывод, что на сегодня в Украине не достигнута демократическая и прозрачная система предвыборной гонки. Существенных поправок требует новый Закон «О выборах народных депутатов» в части более четкого определения процессуальных норм поведения субъектов избирательного процесса во время кампании. Кроме того, внесена в гражданско-процессуального кодекса ст. 243, в которой закреплены нормы о том, что вынесенное судом решение является окончательным, была рассчитана на ускоренность избирательной кампании. Судебная власть в Украине нуждается в продолжении (предусмотренного Конституцией) реформирования и упорядочения ее до таких стандартов, которые бы предоставляли возможность провести следующую предвыборную кампанию более приближена к мировым нормам законодательства. Прибегая к основным недостаткам, которые были зафиксированы во время голосования 31 марта 2002 можно выделить основные нарушения в 1) организации выборов; 2) соблюдении требований тайны голосования; 3) несоответствия решений судебной системы нормам демократического общества. 1) Организация выборов. Основными стадиями избирательного процесса Закон о выборах (статья 10) определяет а) составление списков; б) образовании одномандатных округов и избирательных комиссий; в) выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты, включенных в избирательные партий и блоков в многомандатном округе и кандидатов в депутаты в одномандатном округе; г) проведение предвыборной агитации; д) голосования; есть) подсчет голосов избирателей и установления результатов.
беседке с барбекю

Следует отметить, что во время проведения выборов на избирательных участках территории Украины, в частности в Днепропетровской, Хмельницкой, Харьковской, Луганской, Сумской, Кирово-Градской, Черниговской областях выявлены факты, которые указывают на нарушение организации избирательного процесса, а именно: 1) внесение жилищно-эксплуатационными конторами в списки избирателей умерших лиц; 2) избирательные комиссии были образованы таким образом, что 31 марта не были способны принять в определенный законодательством время (с 8 до 20 часов) всех избирателей своего участка. Граждане вынуждены были оставаться после 20 часов на участке, создавая очереди и неорганизованность. Наряду с этим имели место случаи, когда из-за высокой количество людей на избирательном участке сотрудники МВД по 15-20 минут с законом определенного времени окончания выборов, закрывали участки и граждане не могли попасть в участок и использовать свое избирательное право , гарантированное Конституцией. Закон о выборах требует проведения голосования в оборудованных для этого помещениях, обеспечения тайны голосования, которое возлагается на избирательную комиссию (ст.66 Закона). Однако зафиксированы зарубежными наблюдателями факты указывают на то, что по всей территории Украины в день выборов 80% помещений, в которых проводились выборы, не были приспособлены для волеизъявления граждан. Избиратели вынуждены заполнять бюллетени рядом с кабинками для голосования, так как их количество было недостатньою6. Подготовку помещения для голосования обеспечивает участковая избирательная комиссия (часть 2 статьи 24 Закона), а соответствующие расходы на оборудование помещений осуществляется ЦИК и окружными избирательными комиссиями в соответствии с утвержденными ЦИК смет расходов в пределах средств, предусмотренных на подготовку выборов в Государственном бюджете Украины (часть 3 статьи 33 Закона). Избирательные комиссии не в достаточном объеме предоставили гражданам Украины возможность ознакомиться со списками партий, кандидатов в народные депутаты, предвыборными программами, вовремя не сообщали избирателей о своем местонахождении (не все граждане, которые находились 31 марта в другом городе, смогли принять открепительных талоны), чем нарушались нормы гласности и открытости избирательного процесса, закрепленные в ст.11 Закона Украины «О выборах народных депутатов». 2) Соблюдение тайны голосования. Во время голосования на всей территории Украины наблюдателями были выявлены факты несоблюдения принципа тайного голосования, закрепленного в ст 6,7 Закона «О выборах народных депутатов», а саме7 — по официальной оценке российских наблюдателей на 75 процентах избирательных участков по всей территории Украины образовывались очереди избирателей; — количество кабинок для голосования была недостаточной (избиратели были вынуждены заполнять бюллетени прямо в помещении). Указанные факты указывают на нарушение конституционных прав граждан на свободное волеизъявление, закрепленных в ст. 71 Конституции Украины. 3.Щевидповиднисть решений судебной системы демократическим нормам общества. Влияние судебной системы на ход парламентской кампании 2002 года нашел свое выражение и в день голосования. Для фактического подтверждения такому выводу рассмотрим следующие факты. Как уже отмечалось, решением Апелляционного суда АР Крым от 29 марта 2002 года было оставлено в силе вердикт местного суда Центрального района. Симферополя о снятии с регистрации кандидата в депутаты Верховной Рады по 25 округу Автономной Республики Крым Л. Грача. Однако избирательная комиссия по этому округу в день голосования не исключила Грача из бюллетеня по голосованию, тем самым не выполнила решение Апелляционного суда автономии. Исходя из этого, избирательной комиссией было возбуждено в. 124 Конституции о том, что судебные решения являются обязательными для исполнения на всей территории Украины. В 18 (Шаргородскому) одномандатном округе г... Виннице победа прохождения в Верховную Раду Украины досталась кандидату в народные депутаты С Мельник (Социалистическая партия Украины). Однако 4 апреля 2002 Шаргородский райсуд, рассмотрев жалобу кандидата в народные депутаты Е. Сухина, пришел к выводу о фактах нарушений на 17 избирательных участках 18-го округа, а 5 апреля 2002 ЦИК признала недействительными выборы по 18 Виннцькому округа в целом. Основанием для такого решения стали очереди на участках, нарушение принципа тайного голосования, неприспособленность для голосования помещений. При этом, согласно данным протоколов, за С Мельник отделы свои голоса 27 496 избирателей, за Е. Сухина — 25454, а большинство наблюдателей проинформировал ЦИК о том, что существенных нарушений в 18 избирательном округе не было . Таким образом, анализируя недостатки, выявленные в ходе парламентской избирательной кампании и опираясь на выводы зарубежных экспертов и наблюдателей, можно сделать вывод, что: 1) Так как на выборах 1998 года в Украине сохраняется значительное влияние административного ресурса. На выборах 2002 года, по мнению международных экспертов, наибольший его влияние усиливалось на восточные регионы Украины; 2) Политические партии и избирательные блоки были поставлены не в достаточно равные условия, как предусмотрено действующим законодательством о выборах. Доступ к средствам массовой информации одних политических партий и блоков в десятки раз превышал возможность доступа других; 3) Несовершенство нового закона «О выборах народных депутатов» и, как следствие, персонифицированный подход в решениях судебной власти; 4) Невыполнение избирательными комиссиями судебных решений об исключении (обновления) в списках кандидатов в народные депутаты и, как следствие, судебные процессы об отмене результатов выборов в этих округах. В конце хотелось бы отметить позитивную динамику демократического сознания в Украине, наблюдалась в течение избирательной кампании 2002 года. Большинство международных аналитиков и наблюдателей, которые присутствовали в Украине, пришли объективного выводу, что парламентские выборы-2002 были более демократическим и прозрачными, чем выборы в Верховную Раду в 1998 году, о чем свидетельствуют официальные итоги их результатов. Литература 1 Данные взяты из электронного сайта Укринформа. 2 Там же. 3 Данные взяты с официального сайта Укринформа. 4 Данные взяты с официального сайта Укринформа. 5 Урядовий кур ' Премьер. — 2002г. — 3 апреля (№ 63). 6 Урядовий кур ' Премьер. — 2002г. — 3 апреля (№ 63). 7 Там же. 8 Данные взяты с официального сайта ЦИК: . ukrpack . net .

Комментарии запрещены.