К вопросу о конституционно-правовые основы издания и выполнения распоряжения или приказа

К вопросу о конституционно-правовые основы издания и выполнения распоряжения или приказа За годы независимости Украина прошла сложный, но продуктивный путь — от бывшей республики Союза ССР к независимому государству. Одним из главных задач развития демократического, правового государства был уход от стереотипов, которые сложились во времена существования Украинской ССР. Один из основных стереотипов, который нужно было в корне изменить, — стереотип отношения «власти и индивида». Начало смены указанного стереотипа на государственном уровне необходимо начинать через создание новой законодательной базы, которая бы отвечала европейским и всемирным стандартам. Это нашло, прежде всего, в создании собственной Конституции, ратификации целого ряда международных документов по делам человека и плодотворной законотворческой работе. Можно сказать, что частично эта задача выполнена: во-первых, принята Конституция независимого государства Украина; во-вторых, ратифицировано много важных международных и европейских документов по правам человека (за последние 10 лет ратифицировано более 400 международных договоров и соглашений); в-третьих, государство на законодательном уровне признала приоритет прав человека перед интересами государства. Сегодня каждый человек в нашей стране обладает определенным объемом прав, свобод среди которых важнейшие — это естественные права, в частности право на жизнь как высшая социальная ценность для человека. Признавая это, государство не только обязалась охранять жизнь человека, но и предоставила ей право самостоятельно защищать его от противоправных посягательств. В соответствии со ст. 27 и ч. 5 ст. 55 Основного Закона Украины каждый гражданин имеет право любыми незапрещенными средствами защищать свою жизнь и здоровье. Сюда можно отнести разнообразные возможности для его защиты: институт необходимой обороны, крайней необходимости, возможность обращения в правоохранительные органы, СМИ и тому подобное. Дополнительной гарантией защиты жизни и здоровья является принцип, который закреплен в ст. 19 Конституции: «Правовой порядок в Украине основывается на принципах, согласно которым никто не может быть принужден делать то, что не предусмотрено законодательством», то есть это избежать требования выполнения действий, которые могут угрожать жизни, здоровью. Особую актуальность это положение приобретает для лиц, профессиональная деятельность которых требует соблюдения строгой дисциплины и четкого выполнения приказов и распоряжений руководства. К данной категории можно отнести рядовой и начальствующий состав органов внутренних дел, налоговой милиции, военнослужащих Службы безопасности Украины, Вооруженных Сил Украины и других военных формирований. Именно поэтому в Конституции Украины (ст. 60) закреплено положение о том, что никто не может быть обязан выполнять явно преступные распоряжения или приказы и установлена ответственность как за издание, так и выполнение таких распоряжений или приказов . Данное положение имеет двойное значение. Во-первых, это гарантия надлежащего исполнения в пределах законов и собственной компетенции функций лицами, которым предоставлено право выдавать такие распоряжения или приказы и сдерживать их от злоупотребления должностным положением. Во-вторых, это положение является дополнительной возможностью для лиц, которые им подчинены по службе, избежать выполнения преступных распоряжений или приказов, которые могут угрожать как их собственной жизни и здоровью, правам и свободам, так и другим гражданам. Следует отметить, что в юридической литературе возможность отказаться от выполнения преступных приказов рассматривается, в основном, только с позиции необходимости закрепления этого положения в законодательстве как института, гарантирует надлежащее выполнение своих обязанностей указанными должностными лицами и устанавливает ответственность за совершение неправомерных действий, пользуясь служебным положением. Этот институт нашел свое отражение во многих международно-правовых документах. Это, например, Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка (этот документ был принят VIII Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, который проводился В 1990г.), Устав Международного военного трибунала, Декларация о полиции (принято Парламентской Ассамблеей Совета Европы в 1979), Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка и др. Суть изложенных в них принципов можно свести к тому, что выполнение преступных приказов, распоряжений, которые преданно высшим должностным лицом не является оправдательным обстоятельством для исполнителя. Кроме того, эти документы обязывают отказаться от выполнения таких приказов (распоряжений). Основанием для закрепления данного принципа в международных и государственных документах стала так называемая доктрина «умных штыков", суть которой заключается в том, что государственные органы (в первую очередь военнослужащие, работники правоохранительных органов и органов государственной безопасности) не должны слепо подчиняться приказам (распоряжением) своих начальников (командиров), а под угрозой наказания отказаться выполнять явно противозаконные приказы (распоряжения). Толчком для создания соответствующих положений в международном праве и законодательстве государств мира стали судебные процессы над военными преступниками фашистской Германии и их сторонниками, которые в качестве оправдания своим преступлениям, называли выполнения приказов. Необходимость закрепления таких положений и установления ответственности за выполнение преступного (противоправного) приказа (распоряжения) является гарантией для общества, то есть лицо, которое владеет определенным объемом властных полномочий, не будет использовать их (полномочия) против других лиц. Но мало кто обращал внимание на то, что данный принцип может служить гарантией самозащиты жизни и здоровья лицом, которому отдан приказ, выполнение которого может угрожать жизни и здоровью исполнителя. Основа этой проблемы необходимо искать в трудах философов и юристов. Еще в XVII в. Т. Гоббс разработал и обосновал теорию, согласно которой подчиненный является орудием в руках начальника, безответственно и слепо подчиняясь его приказам, и лишен возможности действовать по своей воле. Подтверждением этого тезиса является отношение к подчиненным известного полководца Наполеона, который требовал у своей армии от подчиненных безусловного и беспрекословного подчинения его приказам. Еще в XVIII в. на законодательном уровне находит свое закрепление также и принцип ответственности за отдачу или выполнения приказов лицом. Статья 11 Конституции Франции 1793 предоставляла каждому возможность защищаться от произвольных актов, которые не предусмотрены законом или выданные с нарушением установленных законом норм. В ст. 9 этой же Конституции было указано, что те, кто склоняют, способствуют, позволяют, выполняют или заставляют выполнять противозаконные действия, виновны и должны быть наказаны. Таким образом, в результате Французской революции были закреплены основные права человека и его обязанность отказаться от выполнения преступных противоправных приказов (распоряжений), право защиты лица, против которого направлено такой акт.

Комментарии запрещены.