Основные этапы развития политических и правовых учений в россии часть 3

Используя тезис о уздечку по собственной воле, В. Н. Татищев обосновывал законность крепостного права и отмечал, что вольность крестьян из имеющейся монархической формой правления не согласуется, а менять обычай неволи опасно. Принудительная уздечка — это когда человека лишают свободы с применением силы. Такая уздечка, по мнению мыслителя, является противозаконной. В работе «История Российская» В. Н. Татищев размышлял также о формах правления, разделяя их на правильные, неправильные и смешанные. Демократия и полития (смешанная форма правления) возможны в небольших государствах или в городах-держа-вах, как это было в Древней Греции. В больших государствах, которые имеют границах моря, горы и другие природные препятствия, защищающие их от врагов, а также там, где народ образованный, может быть аристократическая форма правления. В государствах, которые имеют большую территорию, открытые границы, невежественный народ, подчиняется в страхе, возможна, по мнению В. М. Татищева, только монархия. Из этого он сделал вывод, что наиболее удачной формой правления для России монархия. Важное место в системе политических и правовых институтов монархии историк уделял судебной системе. Осуществление судопроизводства он рассматривал как «главный пост» больших властей. Суд, отмечал В. Н. Татищев, сохраняет спокойствие в государстве, держа подданных в постоянном страхе перед властью. Если суд не будет выполнять своих функций, то в государстве возможные мятежи и проявления недовольства. Абсолютная монархия была общественно-политическим идеалом еще одного мыслителя России того времени, сторонника реформ Петра I Ивана Тихоновича Посошко-ва (1652 — 1726). Политические и правовые взгляды он изложил в работе «Книга о скудности и богатстве», которую 1724 прислал императору. В ней он отмечал, что только централизованная власть способна обеспечить в государстве мир и общее благо. Остальные формы правления он считал несовершенными, подвергал критике ограничены монархии, в которых монарх не может полностью реализовать свои возможности. Власть монарха, по учению И. Т. Посошков, подобная власти Бога, неограниченная и надзаконного. В своем проекте государственных преобразований, направленных на укрепление абсолютизма, мыслитель предлагал царю четко определить права и обязанности каждого сословия общества. Все дворяне должны находиться на военной или государственной службе, что будет основанием для владения крепостными крестьянами. Торговлей (в том числе и внешней), а также промышленностью должны заниматься купцы. Дворянам и духовенству эти виды деятельности по проекту И. Т. Посошков запрещались. Кроме того, автор проекта предлагал урегулировать законом повинность крепостных крестьян, определить границы их эксплуатации, предоставлять им время для удовлетворения жизненных потребностей, поскольку они постоянно принадлежат монарху, а помещикам — временно. Гарантией реализации этих нововведений должен был стать суд, в который крестьяне могли бы обращаться в случае невыполнения помещиками требований законов. Причем за такое обращение в суд и сообщения о фактах нарушения законов крестьянам предполагалось выдавать денежное вознаграждение. В проекте государственных реформ И. Т.Посошков предлагал усовершенствовать систему органов государственного управления и судопроизводства. Он считал необходимым создать в государстве контрольный орган, который осуществлял бы контроль за выполнением указов монарха и законов. В органы государственного управления принадлежало назначить образованных и компетентных дворян. Такой же порядок следовало установить и для назначения судей; для предупреждения злоупотреблений в судебной системе И. Т.Посошков предлагал суровые наказания вплоть до смертной казни. Важным шагом к совершенствованию государства и органов ее управления должно было стать принятие «судебной книги», которую должны разработать по 2 — 3 представителя от каждой губернии. Новое законодательство, по мнению И. Т. Посошков, способствовало бы установлению истины, которая является богатством народа. 2. Политико-правовая идеология в России во второй половишь XVIII — первой половине XIX в. Во второй половине ХУИП ст. социально-политическую и экономическую жизнь России претерпело значительные изменения, обусловленных разрушением феодальных устоев государственности и развитием капиталистических отношений. Несоответствие жизни общественным отношениям, которые возникали, привела к недовольству и восстаний. Как известно, в 1773 — 1775 pp. произошло восстание под предводительством Е. Пугачева, а в 1796 — 1797 pp. &Mdash; несколько выступлений крестьян. Указанные обстоятельства существенно повлияли на содержание и дальнейшее формирование взглядов на государство, его политические институты, а также право. В отличие от предыдущих односторонних концепций, в которых пропагандировались идеи абсолютной монархии, с тех пор в России начал формироваться плюрализм политико-правовой идеологии. Государственно-правовые взгляды второй половины XVIII в „ можно разделить на три основных течения: официальную идеологию; консервативно-аристократическую идеологию; политико-правовую идеологию Просвещения. Официальную, то есть государственную политико-правовую идеологию, было закреплено в практической деятельности императрицы Екатерины II (1729 — 1796). Она осуществляла мероприятия по укреплению абсолютизма и расширение границ империи за счет насильственного присоединения к России Северного Причерноморья и Крыма, Северного Кавказа, западноукраинских, белорусских и литовских земель. Чтобы снять социальную напряженность в обществе, Екатерина II взяла на вооружение некоторые идеи западноевропейского Просвещения и делала попытки приспособить их для сохранения абсолютизма. С этой целью 1767 приказу царицы была создана «Комиссия о создании проекта нового уложена ния», в которую входили выборные депутаты от дворян, городов, правительственных учреждений, казаков и некоторых категорий свободных крестьян. Приказ Екатерины II был, собственно, концепцией просвещенной монархии, себя она называла сторонницей естественного права, а целью государства определяла общее благо, которая создается благодаря мудрому правителю. Причиной возникновения второго направления политической мысли — консервативно-аристократич идеологии стало произвола императрицы, возрастание роли дворянского бюрократизма, а также опасения старого родового дворянства за его имущество и привилегии. Наиболее последовательным представителем этого течения был князь, российский историк, публицист, почетный член Петербургской Академии наук Михаил Михайлович Щербатов (1733 — 1790). В незаконченной работе «Путешествие к земле Офир-ской» он предстает перед нами как защитник тогдашних феодальных отношений. Государство в его видении является четкой сословной организацией общества, главное место в которой отведено дворянству. Правом владения населенными землями пользуются только дворяне. Верховная власть сконцентрирована в руках монарха, под наблюдением которого функционирует верховная совет, состоящий из дворян и правителей. По форме устройства государство должно быть разделенной на губернии, которые выбирают по пять депутатов для участия в работе правительства, представляет собой продолжение власти монарха. В своем проекте государства М. Щербатов предусмотрел также законодательный орган — законодательную комиссию, состоящую из 20 дворян. Но функции у нее ограничены, поскольку решение об одобрении законов выносит непосредственно монарх. В целом государственно-правовая концепция М. Щербатова хотя и подвергала критике отдельные проявления политики самодержавия, но в то же время пропагандировала идеи сохранения феодально-крепостнических отношений, отрицая все новое.

Комментарии запрещены.