Конституционный суд словацкой республики — особенности модели

Конституционный суд словацкой республики: особенности модели Проблемы конституционного правосудия, правовой защиты Конституции актуальны для отечественной юридической науки. Модель украинского конституционного правосудия уже стала предметом исследования целой группы ученых, чего нельзя сказать о зарубежном опыте организации правовой защиты Основного закона. В первую очередь это касается тех стран, которые вскоре станут полноправными членами Европейского Союза. Эта статья имеет своей целью исследование организации и объема юрисдикции Конституционного суда Словацкой Республики, его сравнение с отечественным органом конституционного контроля. Если в Чешской Республике традиции конституционного правосудия отсутствовали (их было только общее государство чехов и словаков), то в государственно-правовой истории Словацкой Республики имел место эпизод создания и деятельности органа правовой защиты конституции. В 1939 Конституцией Словакии было предусмотрено создание конституционного сената, который должен был осуществлять надзор за конституционностью нормативно-правовых актов. После разделения федерации орган конституционного контроля в независимой Словацкой Республике начал деятельность 17 марта 1993, после того как был назначен весь состав судей, председатель и заместитель председателя Конституционного суда СР. Со времени своего основания этот государственный орган стал главной опорой демократического режима и конституционной законности. Особенно это проявилось после 1994 г., Когда он выступал основной противовесом к правительству и депутатского большинства в Национальном совете НС. Отметим, что Конституционный суд СР является судебным органом по особой юрисдикцией, которая заключается в возможности охраны конституционного строя.
https://i-kuhni.ru/
Основные принципы его конституирования, компетенции, состав и статус его судей установила Конституция СР в статьях 124-1403. Вопросы организации Конституционного суда, производства дел в нем и статуса его судей Национальный совет СР 20 января 1993 урегулировала отдельным законом (38/1993). Местом расположения суда стало м. Кошице (а не столица), что связано с обеспечением дополнительных условий для независимого производства по делам с участием высших органов государственной власти. Конституционный суд СР состоял до реформы 2001 с 10 судей во главе с Председателем, который имел одного заместителя. Дела рассматривались пленумом и коллегиями в составе трех судей. Процедура назначения судей этого органа была урегулирована ст. 11 Закона «Об организации Конституционного суда СР, порядок рассмотрения им дел и о статусе судей». Выдвинуть кандидатов на должности судей и подать их в Национальный совет вправе члены парламента, правительство, председатель Конституционного суда, председатель Верховного суда, Генеральный прокурор, общественные организации юристов, научные учреждения. Из предложенных кандидатов Национальный совет подает двадцати к Президенту, который в течение одного месяца и назначает из них десять судей. Он назначает из их числа Председателя Конституционного суда и его заместителя. Требования для занятия должности судьи: гражданин СР, который вправе быть избранным в Национальный совет, достиг 40 лет, имеющий высшее юридическое образование и не менее 15 лет юридического стажа. Срок полномочий судей — 7 лет с правом повторного назначения. Они вступают в должность с принятием присяги в руки Президента СР. Отметим, что в первом составе сформированного в 1993 Конституционный суд СР из общего количества 10 судей трое ранее работали судьями судов общей юрисдикции, двое — в центральных органах исполнительной власти, четверо — преподавателями высших учебных заведений. Положение ст. ст. 12 и 13 указанного Закона формулируют основания для прекращения полномочий судьи Конституционного суда. Во-первых, его полномочия заканчиваются завершением срока, на который он был назначен. Во-вторых, судья вправе подать в отставку, письменно обратившись с такой просьбой к главе Суда. В таком случае его полномочия завершаются через два месяца после подачи просьбы об отставке. В-третьих, в случае избрания судьи депутатом парламента или назначении членом правительства, его полномочия завершаются в день вступления на эти должности. В-четвертых, судья Конституционного суда может быть освобожден от должности Президентом СР в следующих случаях: а) вступил в законную силу обвинительный приговор суда за совершение судьей умышленного преступления; б) Конституционный суд принял дисциплинарное решение в отношении судьи, действия которого несовместимо с дальнейшим занятием должности судьи; в) в случае сообщения Председателя суда о том, что судья не участвует в работе суда более одного года или компетентным судом принято решение о признании его недееспособным. Добавим приведенному, что судьи Конституционного суда СР пользуются правом неприкосновенности, в соответствии с которым они не могут быть привлечены к уголовной ответственности или взяты под стражу без согласия Конституционного суда. Причем, если Суд такого согласия не дает, уголовное преследование судьи и в будущем становится невозможным. Перечень полномочий органа конституционного правосудия в этой стране достаточно широким. Сначала выделим такие из них, которые непосредственно относятся к сфере конституционной юрисдикции. Итак, в соответствии со ст. 125 Основного закона СР в редакции 1992 Конституционный суд решает вопрос о соответствии между: 1) законами и Конституцией или конституционными законами; 2) постановлениями Правительства, нормативными актами, принятыми министерствами или другими органами государственной власти, и Конституцией, конституционными законами или иными законами; 3) нормативными актами органов местного самоуправления и Конституции или другими законами; 4) нормативными актами местных органов государственной власти и Конституцией, другими законами или другими нормативными актами; 5) нормативными актами и международными документами, обнародованным в порядке, предписанном законом. Приведенный перечень показывает, что Конституционный суд СР осуществляет охрану не только верховенства Основного закона, то есть решает вопрос конституционности, но и фактически обеспечивает основные принципы режима законности в стране, а также соответствие нормативных актов международным договорам, участником которых является Словацкая Республика. Отметим, что такой способ формулирования этой группы полномочий беспрецедентно для европейской практики проведения конституционной юрисдикции предусматривает возможность для Конституционного суда СР рассмотрения дела, например, о соответствии содержания даже муниципального нормативного акта нормам международного договора, участником которого выступает Словацкая Республика.

interesting resource eFinansowy

Комментарии запрещены.