Лишение свободы и заключения как виды уголовного наказания часть 6

Кризис практики применения лишения свободы охватывает, главным образом, судебную и уголовно-исполнительную практику. Анализ судебной статистики показывает, что в течение последних десяти лет наказания в виде лишения свободы в практике судов доминирует относительно других видов наказаний и назначается в пределах 36-37%, то есть каждый третий осужденный направляется в места лишения свободы. В среднем ежегодно в этих мест направляется 70-80 тысяч человек. За этот период из места лишения свободы (включая места предварительного заключения — СИЗО) прошли почти один миллион человек. Анализ уголовно-исполнительной (исправительно-трудовой) статистики показывает, что за десять лет количество заключенных и осужденных держится на высоком уровне и колеблется в пределах 200-220 тысяч человек. Несмотря на проведенные амнистии (13), изменения в новом Уголовном кодексе, количество осужденных и заключенных остается на достаточно высоком уровне (по состоянию на 1 августа 2002 года — более 200 000 человек). По количеству осужденных и предварительно заключенных в расчете на 100 000 населения, Украина занимает четвертое место в мире (наряду с США, Россией, Беларусью) и третье — в Европе. За период 1996—2002 года общее их количество колеблется в пределах 400-415 человек на 100 000 населения, из них: осужденных — 300-309 человек, предварительно заключенных — 100-106 человек. В цивилизованных европейских странах величина заключения колеблется от 50 до 100 человек, а именно: Финляндия — 54, Норвегия — 56, Швеция — 58, Бельгия — 80, Италия — 85, Австрия — 85, Франция — 90, Германия — 90, Турция — 95, Испания — 110. Учреждения по исполнению наказания: колонии, тюрьмы, следственные изоляторы, постоянно переполнены на одну треть. Они рассчитаны для содержания 165 000 человек, а фактически содержится более 200 человек. Финансирование осуществляется неудовлетворительно и фактически составляет 35-40% от минимальных потребностей. На питание, бытовое обеспечение, медицинское обслуживание потребности удовлетворяются лишь на 25-30%.
Виза в Абхазию
Реальных перспектив существенного улучшения условий содержания и финансирования на последующие годы не предвидится. По данным опроса, подавляющее большинство осужденных и работников учреждений по исполнению наказаний недовольны своим положением, в связи с этим растет социальная напряженность в местах лишения свободы и в обществе. Закономерными явлениями для мест лишения свободы стали не только чрезмерное наказание, но и жестокое обращение с осужденными, групповые и массовые неповиновения, побеги, совершение преступлений, большого количества нарушений режима и дисциплины, высокий уровень заболеваемости и смертности, самоубийства, распространение туберкулеза, СПИДа, других социальных болезней, нарушения прав человека. В общем наказание в виде лишения свободы негативно влияет на социальные процессы общества, вмешиваясь в генофонд, при этом оно не снижает уровень преступности, недостаточно охраняет общество, не исправляет осужденных, а не предупреждает преступления. Кроме чрезмерной казни, лишение свободы не достигает цели, которая ставится перед наказанием в законодательстве. Лишение свободы как вид уголовного наказания противоречит международным нормам по правам человека и обращения с правонарушителями. Согласно ст. 3 Всеобщей декларации прав человека, „ Каждый имеет право на жизнь, свободу и абсолютную неприкосновенность ". Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года в ст. 5 предусматривает исчерпывающий перечень видов лишения (фактически ограничение) свободы, среди которых: „ законное содержание под стражей лица, осужденного компетентным судом ". В международных нормах права отсутствует лишения свободы как отдельный конкретный вид уголовного наказания и фактически оно сводится к ограничению свободы в виде ареста, заключения под стражу, то есть до заключения. Понятие „ свобода "понимается как физическое, личная свобода на передвижения и самоопределения, что и является объектом наказание в виде заключения. Уголовное наказание в виде лишения свободы в Украине противоречит опыту цивилизованных демократических стран мира. Для них лишения свободы необычное и неприемлемым, поскольку чрезмерно вмешивается в права и свободы человека. В большинстве стран мира применяется арест, заключение под стражу, заключения (США, страны Латинской Америки, Европы). В некоторых странах Европы в уголовном законодательстве хоть и применяется общий срок „ лишения свободы ", но он сводится к конкретным видам наказания: арест, заключение под стражу, тюремное заключение (ФРГ, Испания, Польша, Словакия, Чехия). В уголовном законодательстве Франции применяются сроки „ замыкания «, „ заточки», что подчеркивает и характеризует национальное развитие законодательства. Лишение „ свободы «, „ воли» как отдельный вид уголовного наказания характерен для стран бывшего Советского Союза, в том числе России, Беларуси и Украины, где он трактуется и применяется более широко, чем это принято в демократических цивилизованных странах. Лишение свободы противоречит историческим, национальным интересам Украины. В течение почти тысячелетия, со времен Киевской Руси, на территории Украины применялось наказание в виде лишения свободы и существовала тюремная система. Истоки заключения находят свое отражение в договорах Олега с греками (910 г...), Где речь идет о „ связывания вора «, а также „ Русской правды», «в которой говорится о содержании вора в „ порупи», „ порубе «, „ погребе», позже — „ тюрьмы ". Известно, что большая часть территории Украины в течение длительного времени развивалась в соответствии с европейским образцам, в том числе институт заключения и тюрем. С литовских уставов происходит „ турма «, а российского законодательства — „ Тюремное заключение». Лишь в начале XX века, после „ октябрьского переворота "без достаточного научного обоснования, на волнах политических эмоций о вреде тюремного заключения сначала в постановлениях правительства (в 1918 г...), А потом в первом Уголовном кодексе Украинской ССР 1922 нашло свое отражение „ лишение свободы со строгой изоляцией, или без таковой ". На переходном этапе применяется — арест, тюремное заключение, лишение свободы. Впрочем советской власти так и не удалось избавиться заключения и „ тюрьмы ". Из Уголовного кодекса исчезло наказание в виде заключения, но в исправительно-трудовом законодательстве „ тюрьма "осталась до сих пор. В Украине сохранились Винницкая, Житомирская, Одесская, Лукьяновская тюрьмы, построенные в ХVIII-XIX вв. . Итак, в историческом аспекте уголовное наказание в виде лишения свободы на территории Украины применяется более 80 лет, а заключения и тюрьмы — более тысячелетия, начиная со времен Киевской Руси. Наказание в виде лишения свободы противоречит положениям Конституции Украины, в которой права и свободы гарантируются и не могут быть отменены (ст. 22). Человек может быть задержан, арестован или содержаться под стражей (ст. 29). Каждому гарантируется свобода передвижения, выбор места жительства, право покидать территорию Украины, за исключением ограничений, устанавливаемых законом (ст. 33). Осужденный пользуется всеми правами человека и гражданина, за исключением ограничений, определенных законом и установленных приговором суда (ст. 63). В новой Конституции Украины, в отличие от предыдущей, где существовало лишения свободы, говорится только об ограничении прав и свобод человека и гражданина в предусмотренных законом видах: задержание, арест, заключение под стражу, то есть заключения, что соответствует международным нормам. Очевидно необходимо приведение данного наказания в соответствии с положениями Конституции Украины.

Комментарии запрещены.