Конституционный суд словацкой республики — особенности модели часть 2

Положение ст. 125б наделили Конституционный суд СР полномочием осуществлять проверку предмета петиции, под которой собираются подписи граждан с целью проведения референдума по народной инициативе, или предмета постановления парламента о назначении референдума с целью определения их соответствия конституции и конституционным законам. Представление по этому поводу в орган конституционного правосудия вносит Президент СР до вынесения референдума. Дело рассматривается в срок, не превышающий 60 дней со дня принятия представления и в случае, если Конституционный суд СР установит несоответствие петиции или постановления парламента конституции и конституционным законам, референдум не объявляется. Третья из новых статей, которые расширяли юрисдикцию Конституционного суда СР — 127а — предоставила ему право рассматривать дела о жалобах органов местного самоуправления на неконституционно или незаконное вмешательство государства в их права на самоуправление. Если Конституционный суд СР признает жалобу обоснованной, им устанавливается, в чем именно заключается нарушение права на самоуправление, конституционный или обычный закон был нарушен таким действием. Орган конституционной юрисдикции вправе такое действие прекратить, запретить соответствующему государственному органу заниматься определенной деятельностью, принять меры к восстановлению ситуации, которая имела место до нарушения права на самоуправление. Наделение Конституционного суда СР таким полномочием должно было способствовать реформе публичного управления, одним из направлением которой было укрепление местного самоуправления, гарантий его функционирования. Кроме того, конституционные изменения касались и других вопросов юрисдикции Конституционного суда СР. Во-первых, дополнением к ст. 128 Основного закона СР устанавливался общеобязательный характер толкования Конституционным судом СР Конституции и конституционных законов по спорным вопросам. Во-вторых, дополнениями к ст. 129 ему предоставлялись еще два полномочия: а) об определении конституционности и законности выборов Президента СР; б) об установлении соответствия Конституции и конституционным законам решение о вынесении чрезвычайного положения и других решений, вытекающих из него. Менялся также состав Конституционного суда СР и частично — порядок его формирования. Согласно новой редакции ст.134 Основного закона СР Конституционный суд состоит уже из 13 (а не 10) судей. Национальный совет СР готовит представление с кандидатурами на должности судей, причем количество кандидатов должна вдвое превышать количество вакантных должностей, а назначает судей Президент С Р. Частью второй этой же статьи Конституции СР менялся и срок полномочий судей — с 7 до 12 лет, что, вне сомнения, мало помочь деполитизации этого органа, а частью третьей, хотя и не менялись требования для занятия должности судьи, однако определялось, что одна и та же лицо не могло быть назначено на эту должность более одного раза. Тем самым было отменено одно из недостатков (учитывая опыт европейских стран) органа конституционного правосудия как института. Трудно не согласиться с позицией специалистов, отдельно исследуют эту проблему, о том, что и слишком короткие, и слишком длительные сроки полномочий судей Конституционного суда препятствуют их независимости: короткий срок ведет к зависимости от выборов представительного органа, а длительный — до их изоляции от общества. Кроме того, согласно ч. ч. 3 и 4 настоящей ст. 136 именно Конституционному суду СР было предоставлено право давать согласие на уголовное преследование и заключение под стражу судей и генерального прокурора и в случае, если он такого согласия не даст, уголовное преследование или заключение под стражу в отношении названных должностных лиц при исполнении ими своих полномочий невозможно . Изменения в Основной закон СР расширили также перечень видов деятельности, на которые для судей Конституционного суда СР распространяются правила о несовместимости. Кроме членства в политической партии, определенному еще редакцией 1992, ч. 2 ст. 137 Конституции СР устанавливает их в объеме, аналогичном для депутатов Национального совета С Р. Добавим к этому, что новой редакцией ч. 2 ст. 138 Конституции СР установлено новое основание для освобождения судьи Конституционного суда СР от должности Президентом СР — если прекращается его право быть избранным в Национальный совет СР. Характер изменений и дополнений норм Основного закона о статусе Конституционного суда СР однозначно позволяет констатировать, что этот орган, в результате расширения юрисдикции и частичных изменений в процедуре своего формирования, укрепил свои конституционные позиции. Сравнивая статус органа конституционного контроля Словацкой Республики со статусом Конституционного суда Украины, можно уверенно констатировать, что и по объему юрисдикции и по гарантиям надлежащего функционирования словацкая модель конституционного правосудия выступает на порядок эффективнее. В чем это проявляется? Во-первых, в объеме конституционной юрисдикции, который намного шире соответствующий объем в Украине. Одновременно такое «расширенное» понимание конституционного правосудия вряд ли оправданным. Например, Конституционный суд СР рассматривает дело о соответствии закона нормативно-правового акта органа местного самоуправления — понятно, это может привести к чрезмерной загруженности судей. Обеспечивая режим законности в нормотворческой сфере страны в целом, Конституционный суд СР обеспечивает к тому же верховенство международных договоров на территории страны — может, например, рассмотреть дело о соответствии решения муниципального совета или старосты нормам международного договора. Во-вторых, способ назначения судей Конституционного суда в Словацкой Республике, по нашему мнению, более оптимальным, учитывая необходимость деполитизации этого института. В-третьих, гарантии независимости судей, в частности их право неприкосновенности (иммунитет от только от отдельных процессуальных действий, в виде ареста или задержания, а от уголовного преследования), позволяют им более эффективно осуществлять свои полномочия. Литература ВЕСТНИК. Хмельницкого института регионального управления и права

Комментарии запрещены.