К вопросу о конституционно-правовые основы издания и выполнения распоряжения или приказа часть 3

Также в уставе предусмотрена возможность для военнослужащих направлять обращения, лично обращаться как к должностным лицам и органов военного управления, так и в другие государственные органы в случае нарушения их прав, свобод и законных интересов, незаконных решений, действия и бездействия в отношении них командирами. Также военнослужащие имеют право обращаться в соответствующие органы в случае незаконного привлечения их к ответственности или незаконного возложения на них обязанностей. В юридической литературе неоднократно подчеркивалось, что необходимо дать законодательное определение понятия «приказ», тем более, что это понятие присутствует во многих нормативно-правовых актах нашего государства. Это, например, Конституция Украины, Закон Украины «О милиции», Закон Украины «О службе безопасности Украины», Временные уставы Вооруженных Сил Украины, Уголовный кодекс Украины и др. Само понятие приказа и условий его правомерности предоставляет наука уголовного и административного права, но нужно не доктринальное, а законодательное определение этого понятия. Наука уголовного права Украины определяет, что приказ — это обязательное для выполнения требование командира (начальника) о совершение или несовершение подчиненным какому-то действию по службе. Комментарий к Конституции Украины разграничивает понятия «приказ» и «распоряжение». Так, приказом понимают правовой акт управления, который выдается на основе действующего законодательства и актов высших органов соответствующими руководителями министерств, ведомств, предприятий, учреждений, организаций. Распоряжение же — это правовой акт, имеющий властный характер и выдается в пределах полномочий, предоставленных должностному лицу или государственному органу. Советское уголовное право определяло, что приказ, распоряжение является формой воплощения воли начальника, формой управления деятельностью подчиненных. Воля начальника, его приказы и требования безусловно обязательные для подчиненных и подлежат своевременному и точному исполнению. Сегодня современная наука уголовного права выдвигает такие условия законности приказа. Он должен быть: — выданным компетентным органом или должностным лицом в пределах компетенции этого должностного лица или органа; — преданным с соблюдением необходимой формы и порядка его издания; — основываться на законе или ином нормативном акте; — предусматривать совершения противоправных действий исполнителем. Введение в нового Уголовного кодекса Украины статьи «Деяния, связано с риском» требует тщательного толкования, особенно в пределах соотношение возможности отказаться от выполнения преступного приказа и профессионального риска. Так, профессиональная деятельность таких органов, как Служба безопасности Украины, органов внутренних дел, налоговой милиции (в лица их оперативного состава), так и работников государственной пожарной охраны, а также министерства по чрезвычайным ситуациям в силу специфики выполняемых задач требует от сотрудников рисковать собственной жизнью и здоровьем. Представители науки советского уголовного права признавали, что, кроме определенных в Уголовном кодексе обстоятельств, есть и другие, которые исключают общественную опасность деяния. К таким они относили: осуществление своего права, выполнению профессиональных функций, производственно-хозяйственный риск, а также выполнение приказа. Также распространенным было мнение, что выполнение приказа является предметом административного и военно-административного права. Но такие обстоятельства не считались обязательными, потому что не были закреплены в действующем уголовном законодательстве Союза ССР и союзных республик. Советские ученые ограничивались лишь констатацией таких обстоятельствах, а тщательно их юридическая природа исследована ни была. В теории уголовного права утверждалось, что незаконный приказ не является обязательным для исполнения. Поэтому невыполнение явно преступного приказа (например, военнослужащим) рассматривался как крайняя необходимость, в состоянии которой якобы находился военнослужащий. В связи с принятием нового Уголовного кодекса Украины наступает острая необходимость внести изменения в законодательство Украины, которое регулирует служебные отношения вообще и вопросы выполнения приказа или распоряжения подчиненными. Так, в Законе Российской Федерации «О милиции» отдельно в ст. 24 («Обстоятельства, исключающие преступность деяния сотрудника милиции») определено, что на деятельность работника милиции распространяются нормы уголовного законодательства о необходимой обороне, физическое или психическое принуждение, о профессиональном риске и выполнения приказа или розпорядження28. Поэтому Закон Украины «О милиции» целесообразно было бы дополнить отдельной статьей, где нужно определить, что соответствующие положения Уголовного кодекса Украины (о необходимой обороне, крайней необходимости, деяние, связанное с риском, выполнение специального задания по предупреждению или раскрытию преступной деятельности организованной группы или преступной организации и, что очень важно, исполнение приказа или распоряжения) распространяются на деятельность работника милиции. Ведь сегодня положение об обязанности отказа от исполнения неправомерного приказа работником органов внутренних дел, налоговой милиции содержит лишь п.10 Дисциплинарного устава органов внутренних дел Украины. Также соответствующим положением целесообразно было бы дополнить Закон Украины «О службе безопасности Украины» и законы о других правоохранительные органы и военные формирования. Кроме того, в ближайшее время необходимо определить сначала на общетеоретическом, а потом и законодательном уровне соотношение деяния, связанного с риском (ст. 42 УК Украины) и выполнения приказа или распоряжения (ст. 41 УК Украины); имеет право начальник (командир) отдавать приказы подчиненным, выполнение которых связано с риском для их собственной жизни и здоровья и можно считать подчиненным такой приказ обязательным. Ч. 5 ст. 21 Закона Украины «О милиции» «Правовая защита работников милиции и граждан, которые способствуют милиции в охране общественного порядка и борьбе с преступностью» содержит положение о том, что каждый работник милиции может обжаловать в суд решения должностных лиц в отношении него, если считает, что такие решения ограничивают его достоинство и личные права, не связанные со служебной деятельностью. С учетом реалий это положение целесообразно было бы изложить в следующей редакции, что каждый работник милиции имеет право использовать все предусмотренные законодательством способы обжалования незаконных решений (приказов) начальников, выданных в отношении него и нарушающих права, свободы и законные интересы работников милиции.

Комментарии запрещены.