Основы конституционно-правовой регламентации правового статуса политических партий в зарубежных странах

Основы конституционно-правовой регламентации правового статуса политических партий в зарубежных странах Политические партии является политическим институтом в структуре власти тех государств, где они созданы. Об определении понятия политических партий среди современных ученых единого мнения нет. Самое распространенное по своей сути определение этого понятия в мировой политической науке считается то, которое называет политическую партию организованной частью общества, члены которой объединяются с целью завоевать власть в государстве и удержать ее. Как представляется, это определение действительно полно отражает содержание политической партии, хотя в отдельных государствах задача политических партий значительно шире. Например, по закону «О политических партиях» ФРГ, политические партии — это "объединение граждан, постоянно или длительное время влияют на формирование политической воли в пределах Федерации или одной из земель и стремятся участвовать в представительстве народа в Бундестаге или одном из ландтаги при условии, что они в достаточной степени гарантируют серьезность таких намерений общим характером их фактического отношения к делу и, в частности, численности и активной общественной деятельностью "(1, ст. 3, п. 1). Подобное определение содержит и закон «О политических партиях Российской Федерации:» ... политическая партия — это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления "(2, ст. 3, п. 1). Как известно, слово «партия» происходит от латинского слова «pars», что означает «часть». Итак, это всегда часть общества, как правило, наиболее организованная и активная, объединенная общими интересами, целью или идеалами и пытающаяся овладеть государственной властью или решительно влиять на ее осуществление (7, с. 253). Изучать современное государство без изучения роли партий сегодня невозможно.
адвокат по авторскому праву
В связи «государство — общество» партиям принадлежит ведущая роль, они активно участвуют как в формировании государственных органов, так и в их деятельности на протяжении всего времени. Возрастание роли политических партий в современном государственной и общественной жизни обусловило изменение правовой регламентации статуса политических партий. Положения о политических партиях содержатся, в частности, в конституциях, законах о политических партиях, регламентах парламента, постановлениях и декретах правительства, судебных решениях. До Второй мировой войны в конституциях не было никаких упоминаний о политических партиях, как и не было иной правовой регламентации. И со временем положение о политических партиях появляются в конституциях Италии 1947, Японии 1948, ФРГ 1949 Несколько позже правовой статус политические партии получили и в конституциях других государств а именно: Франции 1958, Бразилии 1969, Греции 1975, Португалии 1976, Испании 1978 На сегодня большинство конституций стран мира содержат положения о политических партиях или объединения граждан касающиеся также и политических партий. Конституции определяют общие направления институционализации политических партий, обусловлено ростом их роли в обществе, усложнением форм и методов их деятельности. По определению проф. Б. Страшуна, институциализация оказывается в двух направлениях: в конституционализации и в законодательной институционализации. Например, по Основному закону ФРГ, «партии способствуют формированию воли народа» (1, ст. 21, п. 1); по Конституции Испании — партии «является основным иструментом участия в политической жизни» (2, ст. 6). Конституции закрепляют принцип свободного создания и деятельности политических партий как важный фактор демократии, в частности в ФРГ партии «могут свободно образовываться» (1, ст. 21, п. 1). Однако конституции устанавливают и пределы образования и деятельности политических партий: «партии, целью или действиями своих сторонников стремятся нанести ущерб основам свободного демократического строя или сбросить его, или поставить под угрозу существование Федеративной Республики Германии антиконституционные» (1, ст. 21, ч . 2). Иногда в конституциях вводится прямой запрет: в Италии «запрещаются тайные общества и такие объединения, которые хотя бы косвенно заботятся о своих политических целях с помощью организаций военного характера» (3, ст. 18, ч. 2). Запрет деятельности политических партий возможна только в судебном порядке. Например, в 1956 Федеративный конституционный суд Германии вынес решение о запрете Коммунистической партии Германии. Запрет может касаться также недопустимости создания фашистских партий и организаций. Подобные специальные законы были приняты в Италии «Закон о запрете фашистских партий 1952» и в Португалии — «Закон о запрете фашистских организаций 1976» Законодательная институционализация содержит правовое регулирование отдельных элементов статуса политических партий, как, например, понятие политических партий и их места в политической системе государства, порядок образования и прекращения деятельности, требования к программным документам, требования к финансово-экономической базы , участие в выборах, запрет деятельности. Законы о политических партиях подробно регламентируют порядок создания и деятельности политических партий, определяют их функции, задачи, роль в политической и государственной жизни. Важно то, что такие законы регламентируют не только участие политических партий в формировании органов власти, но и участие их в дальнейшей деятельности этих органов. Это и представительство членов политических партий в составе избранных органов, участие в выработке государственной политики, в формировании политических взглядов граждан, содействие их политической образовании, в поддержке связи между народом и органами государства. Устанавливая определенный порядок регистрации соответствующими органами, законы устанавливают и определенный минимум граждан, необходимый для такой регистрации. Например, в Португалии это 5 тыс. Голосов, в Швеции — 1,5 тыс. Голосов. В большинстве государств эти лица должны быть гражданами своего государства. Законы четко устанавливают требования к названию партии, ее символики, обязательность отчетов о финансировании, определяют органы, которые проводят регистрацию политических партий. Такими органами являются Министерство Внутренних дел, Министерство юстиции, Верховный Суд или налоговое управление. Во многих государствах именно эти законы определяют участие политических партий в выборах — порядок выдвижения кандидатов, порядок их регистрации, порядок проведения агитационной работы, опросов общественного мнения, а также их дальнейшее участие в деятельности центральных и местных органов власти и управления. Отдельный вид законов, регламентирующих финансирование политических партий, есть в Швеции (1965), в Финляндии (1969), в США (1974) и в ФРГ (1983). Такое внимание к этому вопросу обусловлено различными факторами, главными из которых являются: значительное усложнение избирательных технологий, рост политической активности бизнеса, масштабная коррупция политической элиты. Законодатель таким образом пытается защитить демократические институты, уменьшить расходы, связанные с участием денег в политике, и вообще навести в этой сфере определенный порядок (4, с. 179). Поэтому финансовые законы регулируют размеры и порядок предоставления пожертвований, устанавливают контроль за использованием политическими партиями финансовых ресурсов, вводят институт государственного финансирования политических партий. Именно это направление — государственное финансирование, обуславливает определенную специфику в отношениях «государство — партии». Ведь партии является неким посредником между государством и народом, а следовательно — не попадают они в финансовую зависимость от государства, представляя эти интересы?

Комментарии запрещены.