Основные этапы развития политических и правовых учений в россии часть 5

Монарх олицетворяет «единую государственную власть»; он, по мнению мыслителя, объединяет все три ветви власти и является верховным законодателем, исполнителем и гарантом правосудия. Законодательную власть должна представлять Государственная дума, сформированная трехступенчатыми выборами следующим образом: среди государственных крестьян и обладателей недвижимости должны избираться представители в волостной думы, которые из своего состава выбирали бы представителей в окружных дум, а последней избирались б депутаты Государственной думы. Исполнительную власть в государстве принадлежало осуществлять отраслевым министерствам под контролем думы. Для этого М. М. Сперанский предлагал отчеты министров на заседаниях думы. Система судебной власти должен был олицетворять сенат, состав которого по представлению губернских дум утверждался бы императором. Всеобщее объединение всех ветвей власти должна осуществлять Государственный совет, функциями которой было бы утверждение решений упомянутых институтов государства. Члены совета должны назначаться императором и подчинялись непосредственно ему. Проект М. М. Сперанского допускал элементы местного самоуправления, базой которого должны были стать пять областей России (Сибирь, Кавказ, Оренбургский и Новороссийский крае, Дон), а также губернии. При каждом губернском правительстве предлагалось создать совет, в который входили бы представители сословий общества, владеющие недвижимостью. К компетенции советов, по мнению мыслителя, следовало бы отнести разработку предложений губернатору о необходимости губернии, утверждение местного бюджета и контроль за его расходами. Учитывая веление времени, М. М. Сперанский в своем проекте предусматривал расширение прав граждан. Он различал общие и политические права. К первым он относил свободу собственности, назначения наказания только судом, законодательное утверждение налогов. Политическими правами в его проекте наделялись только владельцы недвижимости. Политические права заключались в участии в органах законодательной, исполнительной и судебной власти.
купить розы
Со временем в России сформировался радикальное направление государственно-правовой идеологии, авторами которой были так называемые декабристы. Политико-правовые взгляды членов Северного (с центром в Санкт-Петербурге) и Южного (в Черниговском полку) обществ в значительной степени повлияли на формирование новой правового сознания общества того времени. Все социально-политические проблемы членами этой тайной организации рассматривались сквозь призму права. Общественные и государственные преобразования считались возможными только в случае изменения правовой системы. В проектах конституционных преобразований закладывалась идея верховенства права, равенства всех перед законом, предлагалось ввести гласное судопроизводство и суд присяжных, свободу совести, слова и печати; создать условия для свободы хозяйственной деятельности. Декабристы были сторонниками идеи естественного права. В частности, в теоретико-правовой концепции П. Пестеля отмечалось, что все люди от природы имеют равные права и в соответствии с этим все положительные законы, принимаемые, должны соответствовать природным законам. Свободу и законность декабристы отождествляли. Они считали, что там, где нет одинаковых для всех законов, там нет политического равенства, а также и свободы. Но применительно к будущего государственного устройства взгляды декабристов отличались. Часть их склонялась к республиканской идеи, остальные считала лучшей формой правления конституционную монархию. Идеологом республиканизма был Павел Иванович Пестель (1793 — 1826), а идеологом ограниченной монархии — Никита Михайлович Муравьев (1796 — 1843). Свою государственно-правовую концепцию П. И. Пестель изложил в работе «Русская правда», а детальный проект республиканского будущего государства — в работе "Конституция. Государственный завет ". Тогдашний монархическую форму государственности России мыслитель считал неэффективной, то есть такой, что сдерживает общественный прогресс, сковывает личность, ограничивает свободу народа. Итак, монархию следует уничтожить силовыми методами, а заменять имеет диктатура временного верховного правления, которая обеспечит на протяжении переходного периода строгий порядок в государстве и осуществит взвешенные политические, социальные и экономические изменения, среди которых — отмена сословного деления общества и крепостного права, земельная реформа. С целью уравнивания экономических возможностей граждан временное верховное правление имело отобрать половину земли у помещиков и сформировать земельный фонд для удовлетворения потребностей всех желающих. Постепенно диктатуре принадлежало создать условия для перехода к республике. В проекте конституции Пестель отмечал, что государственная власть должна формироваться по принципу четкого разграничения компетенций между высшими ее органами. Законодательную власть, по его мнению, будет осуществлять Народное вече, избранное гражданами России, достигшие двадцатилетнего возраста, на пять лет. Народное вече, по этому проекту, наделялось правом принимать законы, кроме конституционных. Последние должны были приниматься опросу всех граждан России. Исполнительная власть принадлежала Государственной думе. Предполагалось, что пять ее членов выбирать Народное вече по представлению губерний. Думе подчинялись все министерства и их руководители. Для осуществления контроля за исполнением законов в государстве проекту П. И. Пестеля предусматривался Верховный собор, к которому Народное вече по представлению губерний пожизненно выбирало бы 120 членов. По проекту П. И. Пестеля, Верховный собор должен непосредственно контролировать законность действий Народного вече и Государственной думы, утверждать и объявлять действующими законы, одобрялись. Общий надзор за законностью в деятельности министерств, других исполнительных центральных и губернских органов должны осуществлять генерал-прокуроры, назначаемые на должности Верховным собором. К тому же П. И. Пестель предлагал решить судьбу нерусских народов, входивших в состав империи. Этот вопрос он рассматривал не прямо, а через призму правового определения безопасных границ России. Он считал, что русскому народу естественно подвластны многочисленные народы, которые всегда стремятся к независимости в политической жизни. Это — естественное право каждой народности. Но не менее законным и естественно «право благозручности», опирающегося на право безопасности. Это есть не что иное, как стремление великой державы закрепить свои границы. По сравнению с упомянутыми естественными правами отдельных народностей это право первичное, главное. Оно предусматривает содержание в подчинении России малых народов, выполняли бы роль природных границ, повышали бы ее прочность. Воспользоваться своим естественным правом на политическую независимость может, по его мнению, только тот «маленький народ», который в состоянии сохранить свой суверенитет. Таким Пестель считал только польский народ, а другие, среди которых и украинский, должны составлять один народ, то есть российский. Для реализации этой идеи автор предлагал законодательно закрепить государственной (господствующей) языком русский, отменить все названия народов и племен, которые жили в то время в России, ввести одинаковые законы и форму правления на всей территории государства. Важным аспектом реализации указанной идеи в жизнь П. И. Пестель считал недопустимости федеративного устройства государства и предлагал поделить территорию будущего государства на десять областей, каждая из которых имела объединять пять губерний, и три уезда. Каких территориально-государственных образований он не предусматривал.

Комментарии запрещены.