Основные закономерности возникновения государства в древней шотландии часть 2

Достопримечательности житийной / клерикальной / литературы непременно изображают Артура как жестокого главаря, который охотно занимался грабежом и поборами с местного населения и нарушал "неприкосновенность святых мест ". Вместе с тем, на примерах жизнеописаний короля Артура можно проследить процесс его постепенного превращения из вождя племенного союза в главу раннефеодального государства. С момента вторжения северо-немецких племен Северного Уэльса и Шотландии / VI в. н. э. /, где в то время Артур находился в качестве вождя северных кельтов, его полномочия постепенно приобретают качественные изменения. Источники упоминают о раздаче королем Артуром некоторых наместничеств, дарении городов и замков высоким сановникам своего двора.
бесплатный конструктор сайтов
Именно с VI века начинаются прослеживаться зародыши некоторых черт наследственной власти. Интересно отметить, что подобные моменты зарождения наследственной власти можно наблюдать в других племенных вождей того времени. Централизация управления наместничества в руках одного верховного правителя / короля Артура — В. К. / позволяет прижимать о начале примитивной государства в бриттов, размеры которой были еще невелики, хотя столица / Город Легионов / уже была заметна богатством королевского двора с присущими ему сложными дворцов ритуалами. Необходимо отметить, что письменные свидетельства, свидетельствующие о перерастании власти военного вождя в королевскую, вполне соотносятся с историческими событиями и — VI вв. Заметим себе, что каждое значительное вторжение на Британские острова, будь то римлян или позже англов, саксов или ютов, служила своеобразным катализатором ускорения социальных процессов, которые приводили к объединению племен Центральной и Южной Шотландии с целью предотвращения распространения иностранного господства. Так, под влиянием римской экспансии с I в. н. э. ускорился процесс создания союзов племен. Указанный процесс централизации родоплеменного управления привел к появлению во II — IVct. на территории Шотландии четырех крупных племенных объединений бриттов: Вотадины, Селговы, Нованты и Дамнония. Именно территория этих союзов племен и стала основой для зарождения первых бритських королевств после того, как римляне покинули Альбион. По мнению некоторых исследователей такие королевства уже имели «примитивную форму государственности». На юго-западе Шотландии в этот период возникает наиболее прочное среди других, получило название королевство Стретклайнд со столицей Олкмит. Позже, где-то в Vn-VIII вв. Скотт и пикты будут вести ожесточенную борьбу с этим королевством, но именно ему одному удастся сохранить свою независимость под сокрушительными ударами англосаксов. В юго-восточных районах Шотландии где в этот же период II-IV вв. возникает королевство Годдодин со столицей на месте нынешнего города Эдинбурга. Одновременно в южных областях появляется королевство Регеда с центром в Карлайле. Менее известным было королевство Элмет, что находилось на территории нынешнего графства Йоркшир во главе с королем Цертиком. По общественно-политического строя указанных королевств не сохранилось почти никаких сведений. Известно лишь то, что под влиянием римской цивилизации в этих королевствах, ранее представляли собой союзы племен, ускоренно протекал процесс разложения патриархально-родовых отношений, усиленно развивались торговые связи с Ирландией и континентальной Европой. И не случайно, именно в это время образуются давньошотландськи «города-замки» и одновременно протекает процесс формирования раннефеодальной структуры бритського общества. Отметим, что подобные процессы перехода от родового строя к варварских королевств осуществлялись и в других племенных народов, населявших территорию Шотландии. В источниках, события которых относятся к III-IV в. н.э. племена пиктов уже возникают объединенными в два племенных союза — Каледония и метив. В V-VI вв. процесс дальнейшей консолидации племенных союзов приводит к возникновению пинского королевства, о чем свидетельствует источник, датированное IX в. Известно, что пикське королевство делилось на провинции, управлялись наместниками короля — мормерамы. Особенностью пикськои государства было наследования королевской власти по материнской линии, что особенно ярко прослеживается, начиная с VII в. н. э. Консолидация пикських племенных союзов в примитивную государство осуществлялась в условиях постоянных вооруженных столкновений, которые переходили в войну с соседними бритськимы королевствами на юге и с Далриадою — королевством скоттов — на западе Шотландии. История не сохранила каких-либо существенных сведений о дальнейшей судьбе варварского королевства пиктов, поскольку государство пиктов прекратила свое существование после ее присоединения к Далриады в IX в. источниками XII — XV вв. В последней трети VI в. скотты Далриады были обращены в христианство, а к концу VII в., шотландская Далриада представляла собой объединение семи родовых союзов в примитивное государственное образование раннефеодального типа. Подобно бритських королевств центральная власть принадлежала королю, который выбирался вместе с танистом / преемником / военными вождями, возглавлявшие туаты. Каждое королевство делилось на такие административно-территориальные единицы / туаты /. Последние часто совпадали со старыми границами родовых объединений / кланов /. Кланы состояли из нескольких родов — септ, объединяли крупные патриархальные семьи — финны. Указанная постоянство родовых связей отражалась на замедлении социальной дифференциации, формировании феодальной формы зависимости в таких королевствах. Но как бы там ни было, все же при сохранении семейной общины и общинной собственности на землю, в скоттов Далриады существовали примитивные формы личной и поземельной зависимости. Организация уплаты дани заключалась в том, что сначала она собиралась из свободных членов патриархальных семей, в VII в. составляли основную массу общества шотландской Далриады. Процедуру собрания дани в пределах туатов осуществляла местная родовая знать, а затем собрана из всех туатов дань переправлялась в королевский двор. При заступлении на должность нового главы рода общинники должны были платить ему единовременный налог, как правило, с поголовье скота, которое служило своеобразным подтверждением обязательства вождя защищать рядовых членов от внешней опасности. С общинников взимались и другие виды налогов в пользу рода и его верхушки. Важную роль в организации государственного управления в варварских королевствах играл институт жречества. Согласно письменным источникам, в Великобритании насчитывалось двадцать восемь жрецов и Три верховных жреца, власти которых подчинялись другие служители культа и верующие. Верховные жрецы находились «в трех самых известных городах государства, а именно в Лондоне, Ебораци и городе Легионов». Позже, где-то с VI в. указанные города становятся тремя центрами — архиепископство, которому король бриттов Луций передал «владения и пастбища, принадлежавшие ранее языческим храмам» и «более того, многие земли и многочисленные усадьбы, освободив от всяких и всех повинностей».

Комментарии запрещены.