Органы самоуправления на западноукраинских землях (1921—1939 гг.)

Органы самоуправления на западноукраинских землях (1921—1939 гг.) По рижским мирным договором, подписанным 18 марта 1921, к Польше отошли западная часть Белоруссии, где проживало около 80% белорусов (поляки на этой территории составили около 10% всего населения), и западная часть Украины — Волынь и Восточная Галичина, где Украинский проживало 70-80%, 10-11% на этих землях составляло еврейское население. Остальные — поляки и др. Территория возрожденной Польши составляла 388,6 тыс. Кв. км, то есть 52% в границах перед 1772 По данным переписи 1921, Польша насчитывала 27 2 млн. Человек населения. Из них поляки составляли 69,2%, Украинцы — 14,3%, евреи — 7,8%, белорусы — 3,9%, немцы — 3,9% и другие — 0,9% населения. Национальные меньшинства составляли 29,8% всего населения Польского государства. Заключая мирный догу с Польшей, советское правительство добился ввести в договор статью, которая обязывала польское правительство гарантировать права национальных меньшинств — украинского, русского и белорусского народов, и обеспечить им свободное развитие культуры, языка и вероисповедания. "Польша, — подчеркивалось в ст.7 договора, — предоставляет лицам русской, украинской и белорусской национальностей все права, обеспечивающие свободное развитие культуры, языка и выполнения религиозных обрядов.
недвижимость на Кипре
Взаимно Россия и Украина обеспечивают лицам польской национальности, которые находятся в России, Украине и Белоруссии, все те же права. Лица русской, украинской и белорусской национальностей в Польше имеют права в рамках внутреннего законодательства распространять родной язык, организовывать и поддерживать свои школы, развивать свою культуру и закладывать с этой целью общества и союза ". Введение этой статьи создавало правовую основу защиты жизненных интересов украинских, русских и белорусов, которые оказались в составе Польши. Однако на практике эту статью не выполняли. Правда, польский сейм 26 сентября 1922г. принял закон о так называемой воеводскую автономию, по которому в Львовском, Станиславскому (ныне Ивано-Франковском) и Тернопольском воеводствах создавались воеводских сеймики и их исполнительные органы — воеводских видели (комитеты). К компетенции сеймиков относились, в частности, вопросы религии, начального и среднего образования, здравоохранения, строительство дорог, содействия промышленности и торговли. Принятые сеймиками воеводских законы в большинстве требовали санкции президента государства. Воевода как представитель правительства мог остановить выполнение решений сеймике, которые не нуждались в санкции президента, а также любых решений воеводского комитета. Таким образом, деятельность «автономных» органов была поставлена под строгий контроль со стороны органов правительственной администрации. Статья 21 закона запрещала государственным органам проводить на территории названных воеводств колонизаторскую политику, а ст.24 обещала даже основания украинского университета. Статьи этого закона предполагалось реализовать в течение двух лет после опубликования, однако на самом деле они никогда не были воплощены в жизнь. На пленарном заседании Рижской мирной конференции советская делегация объявила заявление Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета от 23 сентября 1920 о том, что решение судьбы Западной Украины зависит от свободного волеизъявления всех национальностей, ее населяющих. Однако в марте 1923 Совет послов в Париже по требованию польского правительства узаконила аннексию Западной Украины Польшей, которая к тому считалась лишь военным оккупантом Западной Украины. 17 марта 1921 была принята конституция Польши, которая получила название «мартовской». В ней записаны демократические права и свободы, что было, безусловно, большим достижением прогрессивных сил. Но постановления мартовской конституции с течением времени все более оставались в значительной противоречии с повседневной практикой. Вследствие майского переворота 1926 в в Польше был создан политический режим, который сводил на нет основные принципы, лежащие в основе мартовской конституции. В 1928 приступили к просмотру, а 25 апреля 1935 в условиях перехода Польши к тоталитарному режиму принята новая конституция, которая получила название «Апрельской». Обе конституции рядом с правительственной администрацией предусматривали образование органов местного самоуправления. Институт самоуправления как форма государственного управления возник в процессе острой борьбы, когда политически бесправные слои пытались защищать свои права и создавали отдельные органы управления на местах, противопоставляя их органам правительственного управления. Несмотря на большое количество структурных форм самоуправления, они всегда были придатком к бюрократическому централизованного государственного аппарата. Самоуправление делилось на территориальное, которое называлось также общим, хозяйственное и профессиональное. Положение самоуправления, отражалось как на его организационной структуре и сфере компетенции, так и на степени подчиненности правительственной администрации, зависит от форм политического строя. Либерально-демократические режимы предоставляют самоуправлению большую функциональную самостоятельность, тогда как тоталитарные режимы пытаются ограничить его компетенцию и независимость вплоть до полного подчинения административным органам. Создатели мартовской конституции хотели, чтобы политический строй государства опирался на расширение самоуправления, которое иногда неправомерно отождествляется с автономией. Этой проблеме Конституция посвятила 12 статей (3, 65, 67, 68, 70, 71, 72, 73, 109, 113, 114, 115). Но декларации о введении «широкого территориального самоуправления» (ст.3) не препятствовала провозгласить в этой же Конституции подчинения органов самоуправления чиновничьем аппарату управления. Демократические декларации мартовской конституции были продиктованы революционной обстановкой в Польше и имели целью ослабить эту ситуацию обещаниями разного рода формально-демократических институтов и свобод, в том числе и института самоуправления. Определяя основы территориально-административного деления государства, Мартовская конституция предусматривала двоякого рода органы государственной власти и управления на местах — органы правительственной администрации и органы самоуправления. Статья 65 Конституции устанавливала: «С административной целью Польское государство будет поделена в законодательном порядке на воеводства, уезды и городские и сельские общины (гмины), которые будут одновременно единицами территориального самоуправления». Следующая же 66 статья уточняла, что «органы правительственной администрации в отдельных территориальных единицах должны быть объединены в меру возможности в одном учреждении под одной руководством». Так Конституция обеспечивала правительственным органам возможность руководства деятельностью органов самоуправления и надзора над ними. На западноукраинских землях, принудительно вошли в состав Польши, действовали две системы самоуправления. На территории Львовского, Станиславского и Тернопольского воеводств (Восточная Галичина) территориальное самоуправление было организовано на основе австрийского закона от 12 августа 1866, по которому принцип самоуправления заключался не в привлечении граждан к деятельности государственных органов, а в расчленении задач и функций правительственного управления и самоуправления. Однако структура органов местного самоуправления и порядок их формирования по австрийским законом находилась в резкой противоречии с декларативными принципами мартовской конституции Польши. Выборы органов самоуправления происходили на основе феодальной Куриального системы, которая обеспечивала исключительное предпочтение помещиков и буржуазии. Правительственные органы контролировали деятельность органов самоуправления, не имели никакой реальной власти и были «пятым колесом в телеге» государственного управления. Согласно территориально-административного деления в Восточной Галичине действовала трехступенчатая структура органов местного самоуправления: общественное (гминного), уездный и воеводства. Вопросы структуры и способа организации органов самоуправления в Волынском и Подольском воеводствах были урегулированы декретом Начальника государства (официальная должность Ю. Пилсудского с 14 ноября 1918 до 9 декабря 1922) от 4 февраля 1919 Здесь была оставлена четырехступенчатая структура органов местного самоуправления с разделением на общественное, волостное, уездное и воеводства, которое осталось от земской судебной реформы 1864 г... По России. По закону от 23 марта 1933 «О частичном изменении устройства территориального самоуправления» эта структура местного самоуправления была распространена на всю Польшу.

Комментарии запрещены.